Как передает пресс-служба Рийгикогу, Рандо Вярник подчеркнул в своем докладе, что в рамках сельской жизни Эстонии в целом необходимо обеспечить ситуацию, в которой регионы стали бы привлекательными в качестве как среды обитания, так и места работы. Он пояснил, что разные регионы имеют различные предпосылки к развитию, но общей целью должно быть продолжение сельского уклада жизни и предотвращение сосредоточения масс в центрах. С точки зрения направления развития сельской жизни со стороны государства необходимо обращать большее внимание на потребности развития различных регионов. Вярник сказал, что развитие сельской жизни – это вопрос государственной важности не только для сельской местности, но и для города. Для того, чтобы способствовать развитию сельской жизни, наряду с предусмотренными планом развития сельской жизни мерами поддержки необходимо также привлекать иные источники и программы финансирования. В контексте развития сельской жизни Эстонии разумно было бы развивать различные виды предпринимательства. В долгосрочной перспективе нецелесообразно отдавать преимущество развитию одной сферы. Для того, чтобы в Эстонии продолжалась сельская жизнь, необходимо принимать решения, которые способствовали бы доступности и привлекательности сельской жизни.
Сеэдер отметил, что в данный момент сельское хозяйство Эстонии дошло в своем развитии до такого этапа, который характеризуется быстрым развитием производственного сельского хозяйства и поляризацией крупных и мелких производителей. Потенциал сельского хозяйства Эстонии характеризует обстоятельство, что например в 2010 году сельское хозяйство составляло 2% валового внутреннего продукта и примерно 10% общего экспорта товара. После присоединения к Европейскому союзу и благодаря пособиям сельскохозяйственной политики сельскому хозяйству Эстонии стало характерно быстрое технологическое развитие и освоение невозделанной земли. Таковы положительные аспекты развития. В результате всего этого значительно повысилась эффективность сельского хозяйства Эстонии и качество продукции, но количество сельскохозяйственных производителей и людей, работающих в сельском хозяйстве снизилось стремительно и в разы . За 20 лет количество людей, занятых в сельском хозяйстве Эстонии, снизилось более чем в семь раз или на более чем 110 000 рабочих мест. Наиболее серьезной проблемой сельской жизни Эстонии Сеэдер назвал создание новых рабочих мест. Министр подчеркнул, что в действительности нам все больше нужна целостная политика, направленная на уезды, в том числе и на уездные города. По оценке Сеэдера административная реформа не решит всех проблем сельской жизни, но является важной предпосылкой для решения проблем и для реалистичного управления.
Кыва затронул факторы, влияющие на сельскую жизнь. Вначале он более подробно рассмотрел единую сельскохозяйственную политику Европы. Для земледельцев Эстонии необходимо достичь возможности, сопоставимые с возможностями европейских соседей, при единых суммах пособия на площадь, чтобы пособия, выплачиваемые нашим земледельцам, составляли бы 90% от среднего показателя по Европе. Предложенный Европейской Комиссией темп, который позволит достичь этого уровня к 2028 году, является на наш взгляд очень медленным и вялым, подчеркнул Кыва. По его словам мы должны достичь этого уровня значительно раньше, уже в ближайшей финансовой перспективе. Единое пособие на площадь – это важный фактор или капитал, который влияет в большой мере на нашу сельскую жизнь. Очень важными в развитии сельского региона, разумеется, являются также быт и инфраструктура, потому что качество и организация среды обитания должны компенсировать низкую зарплату. Разумеется, наряду с государством важную роль играют и местные самоуправления, отметил Кыва.