Правительство Эстонии на состоявшемся в четверг заседании поддержало предложенный парламентской комиссией по культуре законопроект относительно ограничений на организацию муниципальных гимназий с неэстонским языком обучения.
Цель содержащихся в законопроекте поправок - исключить возможность для местного самоуправления создавать посредством частного юридического лица учебные учреждения, уклоняющиеся от требований, утвержденных в Законе об основной школе и гимназии.
Языком обучения в муниципальных гимназиях является эстонский, а право на преподавание на иных языках предоставляет правительство. Согласно Закону о частной школе, учредитель школы свободен в выборе языка обучения. Согласно поправкам, в дальнейшем при определении языка обучения утвержденные в Законе об основной школе и гимназии требования будут действительны и в том случае, если пайщиком, акционером, учредителем или членом правления является государство или местное самоуправление.
В сентябре прошлого года канцлер права предложил привести Закон о частной школе в соответствие с конституцией. Канцлер права установил, что закон противоречит коституции, позволяя оставлять принадлежащие общественной власти иноязычные частные школы без проверки того, обеспечивает ли данная школа гарантированное конституцией право обучения на эстонском языке.
Канцлер права Индрек Тедер считает, что Закон о частных школах не согласуется с основным законом страны, в котором зафиксировано право каждого человека получать образование на эстонском языке, поскольку закон позволяет в принадлежащих государству и местным самоуправлениям частных гимназиях преподавать на любом языке.
По мнению Тедера, из конституции следует, что государство должно обеспечить каждому возможность получать образование на эстонском языке в масштабах, которые дадут человеку в виде эстонского языка рабочий инструмент для обустройства собственной и общественной жизни. Эти обязанности должны исполнять в равной мере как проживающие в Эстонии люди, так и законодательная и исполнительная власти и местные самоуправления.
"Тем самым законодатели обязаны создать рамочное законодательство, которое обеспечило бы каждому равные возможности обучения на эстонском языке. При этом не имеет значения, предоставляют ли образование в общественно-правовой или частной форме государство или местные самоуправления. Исполнительные власти и местные самоуправления должны в свою очередь руководствоваться законодательством и обеспечивать конституционные права. В противном случае нарушается основное право каждого на получение образования на эстонском языке",- отметил Тедер.
Переход на эстонский язык обучения был законодательно установлен в 1993 году, позже предусмотренный для этого переходный период был продлен. 9 июня 2010 года Рийгикогу принял Закон об основной школе и гимназии, в котором языком обучения в гимназии предусмотрен эстонский.
Таллиннская и Нарвская горуправы ходатайствовали об исключении, однако их ходатайства были отклонены. Затем таллиннская горуправа приняла решение учредить целевой фонд как частный Русский лицей и использовать предоставляемые Законом о частной школе возможности, чтобы обойти требования обучения на эстонском языке в законе о гимназиях и продолжать при поддержке города предоставление гимназического образования на русском языке. Такую же возможность обещала использовать и Нарва.