- Если лицо, обязанное по налогу с оборота в Эстонии, оказывает занимающемуся предпринимательством лицу Соединенного Королевства услуги, то уже не важно, зарегистрирован ли получатель услуги в Соединенном Королевстве в качестве обязанного по налогу с оборота или нет, если оказывается услуга, при налогообложении которой применяется так называемое основное правило (оборот возникает в государстве получателя услуги вне зависимости от государства, где фактически услуга оказывалась). Для лица, обязанного по налогу с оборота Эстонии, имеет место услуга, облагаемая налогом с оборота по ставке 0%. Различие по сравнению с текущей ситуацией в том, что оборот услуги, оказываемой лицу государства, не являющегося членом Сообщества, облагается по ставке 0% и декларируется только на строке 3 декларации об обороте (на эст. языке käibedeklaratsioon, сокр.: KMD), и не декларируется ни в строке 3.1 формы KMD, ни в отчете об обороте внутри Сообщества (в форме VD).
- Если лицо, обязанное по налогу с оборота в Эстонии, или с ограниченной обязанностью по налогу с оборота Эстонии получает от занимающегося предпринимательской деятельностью лица Соединенного Королевства услугу, которая облагается в Эстонии по принципу обратного налогообложения, то после Brexit налогооблагаемая стоимость услуги информативно декларируется на строке 7 формы KMD, а не на строке 6.
- Если лицо, обязанное по налогу с оборота в Эстонии, оказывает услуги лицу Соединенного Королевства, которое не занимается предпринимательской деятельностью, то изменение возникает в части так называемых нематериальных услуг, которые перечислены в части 5 статьи 10 Закона о налоге с оборота. При оказании этих услуг (в том числе услуг электронной связи и услуг, оказываемых электронным способом, далее - дигитальные услуги) не занимающемуся предпринимательством лицу государства, не входящему в Сообщество, возникает оборот, облагаемый по ставке 0%, который декларируется на строке 3 формы KMD. При оказании лицу государства Европейского союза, не занимающемуся предпринимательством, нематериальных услуг, за исключением дигитальных услуг, возникает оборот, облагаемый по ставке 20%, который декларируется на строке 1 формы KMD, а при налогообложении дигитальных услуг следует применять особый порядок налогообложения.
- Если лицо, обязанное по налогу с оборота в Эстонии, отчуждает товар лицу Соединенного Королевства вместе с доставкой товара из Эстонии в Соединенное Королевство (за исключением Северной Ирландии), то после Brexit имеет место экспорт товара, который облагается налогом с оборота по ставке 0% и декларируется на строках 3 и 3.2 формы KMD. Кроме того, продажа товара частному лицу Соединенного Королевства с доставкой товара из Эстонии в Соединенное Королевство (за исключением Северной Ирландии), самим продавцом или вместо него другим лицом больше не считается дистанционной продажей, а считается экспортом и облагается налогом с оборота по ставке 0%. При отчуждении товара в Эстонии физическому лицу Соединенного Королевства возникает экспорт при выполнении условий, перечисленных в части 2 статьи 5 Закона о налоге с оборота (так называемая продажа по системе tax-free). В соответствии с особенностями, установленными для Северной Ирландии, даже после конца 2020 года отчуждение товаров из Эстонии обязанному по налогу с оборота лицу Северной Ирландии с доставкой товаров в Северную Ирландию по-прежнему является оборотом внутри Сообщества (не экспортом), а продажа товаров из Эстонии в Северную Ирландию лицу, не являющемуся обязанному по налогу с оборота, по-прежнему является дистанционной продажей внутри Сообщества (не экспортом).
- Если лицо Эстонии приобретает товар из Соединенного Королевства вместе с его доставкой из Соединенного Королевства (за исключением Северной Ирландии) в Эстонию, то после Brexit имеет место импорт товара, а не приобретение внутри Сообщества, и при обложении налогом с оборота применяются положения Закона о налоге с оборота, касающиеся импорта товара. Смотрите также «Brexit and its effects on customs clearance and on the trade with the United Kingdom». В соответствии с особенностями, установленными для Северной Ирландии, даже после конца 2020 года приобретение товара обязанным по налогу с оборота лицом Эстонии от обязанного по налогу с оборота лица Северной Ирландии вместе с его доставкой в Эстонию по-прежнему является внутрисоюзным приобретением товара (не импортом), а продажа товаров из Северной Ирландии лицу, не являющемуся обязанным по налогу с оборота в Эстонии, по-прежнему является дистанционной продажей внутри Сообщества.
- Если лицо, обязанное по по налогу с оборота в Эстонии после Brexit приобретает от обязанного по налогу с оборота Соединенного Королевства товар или услугу, к налогооблагаемой стоимости которого, в соответствии с Законом о налоге с оборота Соединенного Королевства, прибавлен налог с оборота по ставке, действующей в Соединенной Королевстве, то о возврате уплаченного в Соединенном Королевстве налога с оборота нельзя ходатайствовать через систему возврата налога с оборота, уплаченного в Европейском союзе (VAT Refund), за исключением приобретения товаров с налогом оборота по ставке Соединенного Королевства от обязанного по налогу с оборота лица Северной Ирландии (но не в случае получения услуги с налогом с оборота по ставке Соединенного Королевства от обязанного по налогу с оборота лица Северной Ирландии). Возврат предпринимателю Эстонии налога с оборота, уплаченного в не входящих в Сообщество государствах, основывается на принципе взаимности и зависит от того, принимается ли решение о возврате налога с оборота обязанному по налогу с оборота лицу Эстонии в соответствующем не входящем в Сообщество государстве или нет.
- Если занимающееся предпринимательством лицо Соединенного Королевства после Brexit регистрируется в Эстонии в качестве обязанного по налогу с оборота лица, то, в соответствии с установленным в части 6 статьи 20 Закона о налоге с оборота, лицо из не входящего в Сообщество государства, занимающееся предпринимательской деятельностью, у которого отсутствует в Эстонии постоянное место деятельности, обязано при регистрации в качестве обязанного по налогу с оборота лица в Эстонии назначить указанного в Законе о налогообложении представителя по налогам, который был бы одобрен налоговым управляющим.
- Если занимающееся предпринимательством лицо Соединенного Королевства после Brexit оказывает дигитальные услуги не занимающимся предпринимательством лицам Европейского союза, в том числе Эстонии, и при налогообложении дигитальных услуг желает применять особый порядок, то он должен руководствоваться положениями о регистрации в качестве обязанного по налогу с оборота лица, установленными для предпринимателей из государств, не входящих в Сообщество (то есть, если он решит присоединиться к особому порядку, то для оказания дигитальных услуг он регистрируется в качестве лица, обязанного по налогу с оборота в одном из государств - членов Европейского союза).
Правила по налогу с оборота, связанные с Brexit
Ниже представлены правила по налогу с оборота, вступающие в силу с 1 января 2021 года, связанные с Brexit (в том числе особенности, связанные с Северной Ирландией).