Изменения в RTJ преподносились как революционные, позволяющие Эстонии стать одной из первых стран Европейского союза, применяющих в качестве национального стандарта отчетности международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (IFRS for SMEs). Одной из целей этих изменений декларировалось упрощение как составления отчетности, так и понимания ее пользователями, что в конечном итоге должно привлечь и иностранных инвесторов, планирующих начать бизнес в Эстонии. Так ли это на самом деле?
До конца 2012 года на вопрос иностранных инвесторов, соответствуют ли RTJ международным стандартам финансовой отчетности (IFRS), можно было ответить, что наши инструкции на 99% являются переводом IFRS на эстонский (за исключением требований к раскрытию информации в приложениях и нескольких отличий, редко встречающихся на практике, например, использование метода переоценки и отражение приобретений предприятий внутри групп). С 2013 года отчетность эстонских предприятий в целом должна была бы соответствовать IFRS for SMEs (а не «полновесным» IFRS, как раньше), но при этом в отдельных случаях все же разрешили применение «полновесных» IFRS или специфические трактовки. Таким образом, с точки зрения иностранного инвестора, регулирование финансовой отчетности на самом деле стало более неопределенным и непонятным. В отдельных случаях отчетность, составляемую в соответствии с обновленными RTJ, невозможно будет использовать – например, если группа, в которую входит эстонская компания, составляет отчетность по IFRS. В Европейском союзе пока не приняты IFRS for SMEs, поэтому в других странах ЕС пока невозможно составлять и представлять отчетность, составленную в соответствии с этим стандартом.
Похожие проблемы могут возникнуть также у эстонских компаний, имеющих дочерние предприятия в других странах. Поскольку в Европе применение IFRS for SMEs разрешено только в Македонии, Боснии, Молдове и Азербайджане, то перед теми эстонскими компаниями, которые раньше составляли отчет по RTJ, встанет вопрос – что проще: перейти в Эстонии на использование IFRS или приводить отчетность дочерних предприятий, до сих пор использовавших либо IFRS, либо национальные стандарты, в соответствие с обновленными RTJ?
Чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, Crowe Horwath Baltic EEIG провел опрос среди представителей иностранных инвесторов, имеющих участие в предприятиях Эстонии. В репрезентативную выборку были включены зарубежные родительские компании более 200 эстонских средних и малых предприятий из всех секторов экономики и большинства стран, резиденты которых являются инвесторами. Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что большинство иностранных инвесторов осведомлены о том, что для финансовой отчетности, составляемой за периоды, начинающиеся с 2013 года, обязательно применение обновленных RTJ (66% ответивших), но в то же время многие опрошенные узнали об этом лишь непосредственно при проведении опроса (34%).
79% ответивших отметили, что в их объектах инвестиций в Эстонии имеются такие статьи отчетности, которые с 2013 года необходимо корректировать, исходя из требований обновленных RTJ (капитализированные проценты, ажио, инвестиции в недвижимость и так далее).
По мнению 42% ответивших, обновленные RTJ упростят отчетность эстонских компаний и позволят в зависимости от необходимости как более гибко применять положения IFRS, так и отклоняться от них. 67% респондентов отметили, что, по их мнению, отчетность их эстонских объектов инвестиций могла бы ограничиваться балансом, отчетом о прибыли и минимальным количеством приложений. В то же время 82% респондентов указали, что в целях консолидации и принятия управленческих решений они так или иначе составляли отдельную отчетность, ориентируясь не на RTJ, а на IFRS или стандарты отчетности, принятые в стране родительской компании.
Исходя из результатов опроса, можно прийти к выводу, что, несмотря на заявленные амбициозные цели, обновление RTJ не будет иметь какого-либо существенного влияния как с точки зрения пользователей отчетности эстонских компаний за рубежом, так и с точки зрения бухгалтеров большинства предприятий в Эстонии. Остается вопрос, а кому и зачем вообще была нужна реформа RTJ в таком виде?
Вадим Дончевски,
присяжный аудитор,
Donoway Assurance
Опубликовано в Профи-блоге RUP.ee