Латвийским парламентариям еще предстоит решить, в каких сферах и на каких основаниях будет запрещено работать в режиме НМП, но известно, что к соответствующим сферам могут быть отнесены сферы с высококвалифицированным трудом - юриспруденция, бухгалтерский учет и бизнес-консультации.
Депутат Вячеслав Домбровский отметил на заседании, что на данный момент в стране один работающий должен содержать одного пенсионера. Поэтому следует предотвратить ситуацию, при которой человек работоспособного возраста с высшим образованием работает в режиме НМП, зарабатывая для одного пенсионера только 42 евро в месяц, будучи при этом способным заработать больше. По его словам, при внесении в закон списка сфер могут возникнуть проблемы с проверкой того, не указывает ли предприятие, на самом деле действующее в одной из этих сфер, в качестве своей основной деятельности другую, при которой разрешено работать в режиме НМП.
Директор отдела прямых налогов министерства финансов Латвии Астра Каляне отметила, что применительно к любой услуге определен соответствующие ей вид основной деятельности и расходы, поэтому такая ситуация не может возникнуть.
Каляне сказала, что режим НМП был сделан настолько простым, чтобы декларации могли представлять и люди без высшего образования и не обладающие специальными знаниями, например, в юриспруденции и бухгалтерском учете. "Если посмотреть на отрасли НМП, то увидим, что четверть из них составляют различные консультанты, юристы и бухгалтеры. Ясно, что эта группа не является целевой для НМП", - сказала она, отметив важность того, чтобы обладающие специальными знаниями лица не наживались на сниженном налоге и не искажали рынок.
Председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш отметил, что необходимо ясное обоснование запрета работать в режиме НМП в какой-либо из сфер. "Были названы три группы - юридические услуги, бухгалтерские услуги и бизнес-консультации. А почему нельзя? Если бухгалтер или юрист остался без работы, то почему нельзя?" - сказал он, добавив, что важно поощрять увеличение числа предпринимателей.
С ним согласился депутат Игорь Пименов. "Если мы пытаемся помочь блинопеку, потерявшему работу и ставшему безработным, то почему не помогаем потерявшему работу юристу, пытающемуся вернуться на рынок?" - сказал он, добавив, что не поддерживает предложение ввести ограничения на работу в режиме НМП для какой-либо из профессий.
Глава бюджетной комиссии Сейма Карлис Шадурскис поддержал предложение. "Как известно, в Латвии огромное перепроизводство юристов. Юридическое образование дешевое, поэтому все вузы «выпекают» юристов - сколько могут, и естественно, что часть из них, не способных получить квалификацию, остаются без работы. И я действительно не считаю, господин Пименов, что для тех юристов, которые из-за недостатков своей квалификации остались без работы, необходимо формировать нишу облегченного налога", -сказал он.
Депутаты Сейма также поддержали предложение, согласно которому работники микропредприятия, перед этим прекратившие работу в другом предприятии (ООО, АО), в последующие 12 месяцев не могут заключать договоры об оказании услуг бывшему работодателю.
Предлагаемые ко второму чтению поправки к Закону о налоге с микропредприятий комиссия продолжит рассматривать на следующем заседании.
Сейм 5 февраля в первом чтении поддержал предложенные минэкономики поправки к Закону о налоге с микропредприятий.
Поправки предусматривают сохранить ставку налога с микропредприятий в размере 9% в первые три года деятельности для тех микропредприятий, чей годовой оборот составляет от 7000,01 до 100 тыс. евро. С четвертого года ставку намечено повысить до 12% от оборота.
Минэкономики Латвии отметило, что поправки нацелены на сохранение дружественной налоговой политики для начинающих предпринимателей и микропредприятий, одновременно сокращая долю теневой экономики. Они также предусматривают отмену принятых сеймом 6 ноября 2013 года поправок к Закону о налоге с микропредприятий, предусматривающих постепенное повышение ставки НМП до 15%.
Налог с микропредприятий в размере 9% от оборота был введен в Латвии в сентябре 2010 года. В ноябре 2013 года, вопреки возражениям организаций предпринимателей, сейм внес поправки в Закон о налоге с микропредприятий, предусмотрев повышение ставки этого налога до 11% в 2015 году, до 13% - в 2016 году, и до 15% - в 2017 году. Организации предпринимателей призвали обновить закон.