Майт Палтс: Эстонская система обложения предприятий подоходным налогом должна сохраниться
Необходимо согласиться с оценками проблемы как министра финансов, так и председателя Финансовой комиссии и степенью ее серьезности, однако в данный момент создается впечатление, что когда в ОЭСР приступали к разработке плана, то его возможные последствия для Эстонии были в значительной степени недооценены или же составители надеялись, что их не последует. Теперь же ясно, что влияние будет достаточно велико и, возможно, даже более негативное, чем мы можем предположить сегодня, поскольку еще не все детали были окончательно сформулированы.
Эстонскую систему обложения предприятий подоходным налогом можно критиковать лишь за то, что по причине своей простоты и своеобразия она становится достаточно сложной для понимания во многих странах. Во многих государствах до сих пор применяются модели столетней давности, согласно которым налог взимается сразу же после возникновения дохода, независимо от того, есть ли у предприятия на самом деле деньги на счету, или каковы его инвестиционные планы. Совершенно очевидно, что привыкшим к традиционной системе государствам достаточно сложно перенять нашу систему и понять ее. Именно по этой причине с самого начала вступления в ЕС время от времени делались попытки оказать давление на Эстонию с тем, чтобы мы вернули свою систему на старомодные рельсы.
Однако по сравнению со многими государствами эстонская система действует в значительной степени более эффективно, поддерживая при этом развитие предпринимательства. Согласно статистике ОЭСР доля дохода от уплаченных предприятиями налогов в ВВП Эстонии сопоставима с другими государствами. Например, в 2018 году этот показатель в Эстонии составлял 2%, в Финляндии – 2,4%, в Германии – 2,1%, в то время как, к примеру, в США – всего лишь 1%. При этом следует помнить, что проистекающие из закона ставки подоходного налога с предприятий в указанных государствах по большей части превышают ставку этого налога в нашей стране: в Эстонии она составляет 20%, в Финляндии – 20%, в Германии – 30% и в США – 26%. Таким образом, можно утверждать, что эстонские предприятия уже сегодня платят подоходный налог в большем объеме или в размере, сопоставимом со многими другими государствами, в которых действует традиционная система обложения предприятий подоходным налогом. Таким же образом нас нельзя упрекнуть и в том, что мы не собираем все налоги, поскольку в соотношении к ВВП полный объем «налоговой дыры» в Эстонии, неоспоримо, один из самых низких в Европе. Помимо этого сумма, затрачиваемая на сборы одного евро налогов, также одна из самых малых.
В интересах Эстонии поддерживать инициативы, позволяющие избежать на общемировом уровне уклонения от уплаты налогов. Совершенно ясно, что в мире есть такие государства и регионы, где можно уклониться от уплаты налогов, и в интересах честной конкуренции вполне обоснована и совместная борьба с этим явлением. Однако она не должна уничтожать честную конкуренцию между государствами в налоговой сфере. Это особенно актуально в ситуации, когда цифры свидетельствуют о том, что в контексте Эстонии это не является проблемой, и это никогда не ставилось нам в упрек.
Противостояние с ОЭСР и некоторыми крупными государствами не является лучшим решением, однако в нынешней ситуации ущерб, который влечет за собой инициатива, связанная с подоходным налогом, для нас может стать достаточно масштабным. Мы должны четко сформулировать условия, при исполнении которых Эстония будет готова участвовать в дискуссиях, в ходе которых будет сделан дальнейший шаг от сегодняшнего политического соглашения к юридически обязывающим директивам. Мы должны ясно изложить также и то, что наша система сегодня функционирует без проблем, и Эстонии должна быть предоставлена возможность её сохранения. Проблемы возникают в других местах, где фискальные органы не способны собирать даже установленные налоги. Таким образом, будем надеяться, что государства, для которых важна инициатива ОЭСР и её консенсусная поддержка, все же достигнут понимания того, почему успешно действующая налоговая система имеет особенно важное значение для небольшого государства.
Если ставится цель уменьшить уклонение от уплаты налогов, то мы её поддерживаем в любом случае, однако трудно понять, почему в этой борьбе мы должны жертвовать слаженно действующей и успешно выполняющей эту же задачу системой. Мы таким же образом могли бы порекомендовать всем остальным странам внедрить систему подоходного налога, действующую в отношении эстонских предприятий, поскольку помимо успешного сбора доходов от налогов она способствует также и росту предприятий.