Доброе утро, дамы и господа, очень рад быть с вами вновь. Я говорю «вновь», поскольку среди аудитории вижу много лиц, знакомых мне еще по конференции CReCER в Никарагуа. Для меня это уже четкий сигнал в пользу того, что заинтересованные стороны из Латинской Америки готовы поддерживать диалог с международными разработчиками.
В ходе прошлогодней конференции я выделил несколько важных задач, стоящих перед финансовой отчетностью и аудитом в сложившихся условиях. Например, сегодня финансовая отчетность предполагает повышенную сложность, применение профессионального суждения в новых областях и в большей степени качественные раскрытия, да и у пользователей отчетности более высокие ожидания, чем когда-либо до этого, а многие прямо говорят: «Мы хотим услышать еще!» Возможно, даже еще важнее то, что мировой финансовый кризис поднял вопросы, связанные с качеством аудита, его эффективностью, ролью профессионального суждения и скептицизма – что, в свою очередь, поставило перед профессией фундаментальные вопросы о ее значимости и степени доверия.
Так зачем сейчас нужно менять аудиторские отчеты? То, что мы узнали из исследования, несло в себе позитив: аудиторское мнение по-прежнему важно, и пользователи отчетности хотят услышать от аудитора еще больше – больше уместной, точной информации о специфических особенностях аудита корпоративной финансовой отчетности. Сегодняшние отчеты несут чисто символическую значимость, но в плане доведения информации до пользователей они не очень ценные. Пользователи видят большой потенциал развития для аудиторов, которые могут предоставлять им гораздо больше информации и прозрачности. Стало быть, сейчас самое время заложить фундамент под аудиторские отчеты будущего.
Начало новой эры
Мне очень приятно сообщать – более того, я даже испытываю некую гордость по поводу этого – об июльской публикации от IAASB промежуточного варианта новых требований к аудиторским заключениям на основе проверки финансовой отчетности. Совет все-таки сдержал обещание, сделанное им год назад – что в это время будут готовы предложения, которые предрекают собой значительные перемены в сегодняшней практике доведения аудиторами информации до сведения конечных пользователей.
Позвольте мне заострить внимание на некоторых ключевых предложениях.
Прежде всего, довольно простые, но по своей сути очень важные перемены: мнение аудитора будет ставиться на первое место среди всего того, что пользователи прочитают в отчете. Многие отмечали, что мнение аудитора – это то, что для них имеет наибольшую важность, но тогда зачем «прятать» его в самом конце заключения, после нагромождения стандартизированных языковых конструкций, описывающих аудиторские и менеджерские обязанности? Вместо этого единственный самый важный вывод на основе всей проведенной работы заслуживает того, чтобы его выделили отдельно.
Далее, очень важное предложение, которому мне бы хотелось уделить время – это предложенный новый стандарт МСА (ISA) 701, озаглавленный «Communicating Key Audit Matters in the Independent Auditor's Report» («Доведение информации о ключевых вопросах аудита в независимом аудиторском заключении»). Этот новый МСА будет применяться в отношении любой аудиторской проверки финансовой отчетности публичной компании, а также тогда, когда аудиторы финансовой отчетности непубличных компаний доводят до сведения конечных пользователей информацию о ключевых вопросах на добровольной основе, либо же следуя другим нормам регулирования.
Здесь предполагается появление новой секции в аудиторском заключении, где аудиторы будут сообщать сторонним пользователям – замечу, отнюдь не только тем, кто внутри самой компании, не только директорам и аудиторским комиссиям – важнейшие (согласно их профессиональному суждению) вопросы, возникшие в ходе аудиторской проверки. Мы так и назвали их – «Key Audit Matters» («Ключевые вопросы аудита»).
Сегодня аудиторы сначала принимают в расчет все вопросы, с которыми сталкиваются по ходу аудита, а уже потом отбирают среди них те, что имеют наиболее близкое отношении к доведению информации о деятельности управляющих должностей компании. Наша задача – в расширении этого подхода, т.е. аудитор должен определять, какие из вопросов, имеющих отношение к решениям управленцев, можно отнести к Ключевым вопросам аудита, с тем чтобы сообщить о них в аудиторском заключении и тем самым улучшить прозрачность, повысить его ценность.
Новый способ коммуникации предназначается для того, чтобы акцентировать внимание на самых важных областях, какие получили больше всего внимания самого аудитора в ходе проверки. Это области, где наиболее вероятно будут обнаружены существенные риски, но в то же время к ним могут относиться и те, где потребовались существенные допущения или суждения, или области, где у аудитора возникло больше всего проблем (в том числе с получением аудиторских свидетельств). А возможно и такое, что в силу определенных обстоятельств от аудитора потребовалось вносить значительные корректировки в первоначальный план аудита.
Предложенный МСА устанавливает требования и содержит руководство по определению Ключевых факторов аудита и того, что именно и как именно при этом нужно отразить в аудиторском заключении. Работая над этими требованиями, IAASB принял во внимание мнение заинтересованных участников, которые отдельно попросили, чтобы аудиторы не указывали больше прежнюю информацию об обязанностях руководителей и управляющего персонала проверяемых организаций.
Даем жизнь новой концепции
В опубликованном июльском документе содержится иллюстративный пример аудиторского заключения с четырьмя Ключевыми вопросами аудита. Хочу подчеркнуть, что это простая иллюстрация, и каждому аудитору предстоит самостоятельно определять, какую информацию необходимо сообщить с учетом обстоятельств каждого отдельного случая. Тем не менее, давайте рассмотрим один из примеров и проанализируем, о чем именно в нем сообщается (графических иллюстраций текст оригинального интервью не содержит – только то, что было при этом озвучено выступающим).
Пример Ключевого вопроса аудита: гудвилл
Согласно МСФО, Группа компаний должна каждый год тестировать величину гудвилла на обесценение. Этот ежегодный тест оказался для нашего аудита существенным, потому что процесс оценки сложный, требует профессионального суждения и допущений, на которые влияют ожидаемые в будущем рыночные или экономические условия... В результате по ходу аудиторской процедуры нам потребовалась помощь оценочного эксперта, который помог нам – аудиторам – в оценке допущений и методологий, использованных ранее Группой компаний, в особенности в областях, где речь шла о прогнозировании темпов роста выручки и прибыли для бизнеса. Мы также уделили внимание адекватности раскрытия информации об этих допущениях, к которым очень чувствительны результаты теста на обесценение – т.е. тех допущений, которые оказывают наиболее значимый эффект на итоговую возмещаемую стоимость гудвилла. Раскрытия Компанией информации о гудвилле приведены в Примечании 3. Все это объясняет, как небольшие изменения в ключевых использованных допущениях могли породить обесценение гудвилла в будущем.
Приведенный выше параграф немного рассказывает пользователям о том, что требуется для подготовки финансовой отчетности – самое важное, очень сжато.
Далее, он объясняет, что конкретный вопрос имеет важность с точки зрения аудита, а также почему именно и как именно он относится к аудиторскому процессу. В этом отношении он привлекает внимание к специфическим обстоятельствам, которые особенно тесно связаны с ключевым вопросом и уникальны для отдельной проходящей проверку организации. Кроме того, здесь также говорится, что аудитор действительно уделил достаточно внимания ключевым допущениям, которые влияют на определение возмещаемой стоимости гудвилла, и очень кратко – как аудитор подошел к получению аудиторских свидетельств (в данном случае он обращался за помощью к специалисту по оценке).
Наконец, это информационное сообщение обращает внимание на соображения аудитора относительно правдивости раскрытий, высвечивает их специфические аспекты, которые наиболее полезны пользователям в оценке значимости вопроса.
Поэтому для пользователей это явное указание, что с аудиторской точки зрения вопрос действительно очень важен из-за обычной в таких случаях неопределенности в оценке – следовательно, это важно для их понимания процесса аудита и финансовой отчетности. Также это сигнал, что перед ними действительно тот вопрос, на который стоит обратить внимание при изучении финансовой отчетности, и пренебрегать им точно не стоит. И последнее: уже зная о том, что аудиторский отчет, скорее всего, привлечет внимание пользователей к данному вопросу, топ-менеджеры и управленцы в компании будут уже более осторожными по отношению к качеству раскрытий в своей отчетности.
Дальнейшие улучшения в аудиторской отчетности
Также IAASB предлагает дополнительные требования для аудиторов, которые включают в себя специфические раскрытия по концепции функционирующего предприятия. В частности, заявление аудитора о том, насколько менеджмент правильно использовал этот базис в ходе подготовки отчетности, и другого заявления, где аудитор сообщает, не обнаружил ли он случайно в ходе проверки существенных расхождений, которые поставили бы под сомнение способность компании продолжать свою деятельность в долгосрочной перспективе.
В довесок IAASB предлагает еще одно заявление аудитора по «прочей информации» («Other Information») на основе ее изучения в процессе аудита.
Пользователи, как правило, в курсе, что в обязанности аудиторов входит принимать эти вопросы во внимание, и попросили лишь о большей прозрачности в отношении того, что именно входит в обязанности, и как они влияют на результаты аудиторской работы. Таким образом, наши предложения просто делают ясным и четким то, что прежде всего лишь подразумевалось.
Далее, IAASB предполагает, что в аудиторском отчете должно в явной форме содержаться заявление о независимости аудитора от проверяемой организации, а также – в случае с публичными компаниями – там должно быть указано имя руководителя аудиторской группы. Помимо этого, могут потребоваться пояснения относительно обязанностей аудиторов по отношению к аудиторской проверке финансовой отчетности, хотя некоторые совсем стандартные процедуры, описывающие аудиторскую работу, можно оставить на приложения к заключению, либо даже раскрывать на сайте соответствующей аудиторской организации, если это позволяют условия.
Предложенный новый и пересмотренные старые стандарты сегодня открыты для комментирования и останутся таковыми следующие четыре месяца, до ноября 2013. Мы собираемся закончить работу над стандартами в следующем году, а в силу они вступят в 2016.
«Переломный фактор»
Предложения IAASB означают колоссальные изменения в практике, но при этом они критически важны для сохранения ценности аудита финансовой отчетности – а, следовательно, и ценности всей аудиторской профессии в целом. Чуть раньше сегодня президент IFAC Уоррен Аллен (Warren Allen) назвал эти предложения «переломным фактором» («а game changer»), для которого нет точки возврата. Я полностью соглашусь с этим.
Поэтому вопрос такой: как нам готовиться к будущему, чтобы обеспечить успех?
Для начала IAASB призывает аудиторские компании (и их эквиваленты из госсектора, где это возможно) провести полевые испытания нового стандарта по Ключевым вопросам аудита, тем самым набравшись опыта в практическом использовании этой концепции. Через полевые испытания компании смогут определить наибольшие сложности с внедрением, которые могут возникнуть. В то же время для фирм это хорошая возможность узнать о практических факторах, требующих внимания – в том числе возможных изменениях во внутренней политике, процедурах и программах тренировки, которые могут понадобиться для эффективного внедрения предложенного стандарта.
Но инвесторы и другие пользователи отчетности, составители отчетности, управленцы, регуляторы и не только – все они также должны быть вовлечены в процесс. Они – это те, для кого и существует аудит, и у них огромный интерес в качественной отчетности. Следовательно, мы призываем их не просто присылать нам письма с комментариями относительно промежуточной версии стандартов, но и участвовать в круглых столах и других публичных мероприятиях, призванных стимулировать активное обсуждение и обмен мнениями.
Мы хотим слышать всех участников, в том числе и из этой очень важной части земного шара, на финальных стадиях обсуждения этих поворотных стандартов.