В 2015 году Эстонское государство по этой причине не получило социального налога в размере 99,44 млн евро и подоходного налога с частного лица в размере 58,10 млн евро.
По данным Института конъюнктуры, потери от недопоступления налогов оказались значительными, поскольку доля заработной платы в конвертах в общей оплате труда увеличилась. Кроме того, на рост показателя повлиял более высокий уровень нетто-заработных плат и, на фоне увеличения всеобщей трудовой занятости, добавление определенного числа работников, получивших заработную плату в конверте.
Больше всего сторонники нелегальной оплаты труда пояснили выплату заработной платы в конвертах тем, что в Эстонии слишком высокая налоговая нагрузка. Слишком высокую налоговую нагрузку на работников в качестве обоснования привели 70% сторонников заработной платы в конвертах и слишком высокую налоговую нагрузку предприятий — 67% тех, кто поддерживает нелегальную оплату труда.
Больше всего за год выросло количество тех сторонников заработной платы в конвертах, которые поддерживали такой способ оплаты труда потому, что считали это нужным для выживания предприятия. В то же время, больше всего сократилось число тех сторонников скрытой заработной платы, которые оправдывали ее слишком высокой налоговой нагрузкой на работников.
Как и в прежние годы, в 2015 году больше всего «черным налом» расплачивались в Эстонии в строительном секторе, где заработную плату в конвертах получили 33% всех получающих нелегальную заработную плату.
Больше всего выросла доля работников, получивших незаконную заработную плату в секторе сельского хозяйства, что объяснимо тяжелым экономическим положением сельскохозяйственных предприятий.
Если в 2014 году работники аграрного сектора составляли всего 3% всех тех, кому в Эстонии за труд выплатили скрытую заработную плату, то в 2015 году их число выросло до 20%.
Как отметил Институт конъюнктуры, выплачивающее заработную плату в конверте предприятие вместо того, чтобы повысить эффективность своей коммерческой деятельности, уклонением от налогов пытается достигнуть преимущества в конкуренции и увеличить прибыльность.
В рамках исследования Институт конъюнктуры по заказу Министерства экономики и коммуникаций провел в декабре 2015 года опрос жителей Эстонии, и составил анализ на основании 909 ответов респондентов.