После перехода Латвии и Литвы на евро в этих странах может сократиться количество банков, сказал в интервью BNS исполнительный директор банка Danske Bank Айвар Рехе.
"Cейчас Латвия движется в направлении перехода на евро. Заметно, что правительство Латвии и ее центробанк предпринимают действенные шаги по выполнению работы, которую можно будет представить комиссии. Процесс показывает, что по всей вероятность налицо желание получить принципиальное согласие еще до наступления лета, и очень важно при этом зафиксировать курс",- отметил Рехе.
В отношении Эстонии окончательное решение о присоединении к зоне евро было вынесено в июле 2010 года.
"Банкам оставалось лишь пять месяцев на то, чтобы успеть к финишу. Латвийцы начали активную подготовку значительно раньше, о чем правительство представило соответствующее ходатайство. Это означает, что во втором квартале выносятся последние решения относительно перехода на евро, а затем местный банковский сектор и предпринимательские круги будут практически готовы ответить на вызов времени",- сказал Рехе.
Если Латвия говорит о переходе на евро на уровне правительства, то Литва и Польша выразили свое потенциальное желание присоединиться к еврозоне, отметил Рехе.
"Я бы говорил в этом контексте о Польше как об очень значимом государстве как в аспекте европейской экономики, так и в смысле, так сказать, воссоединения старой Европы и Восточной Европы. С присоединением этих двух государств интеграция евро станет реализоваться географически целостно. Я считаю, что и Литва теперь переходит от слов к делу. И 2015 год может стать совершенно реальным сроком перехода на евро," - сказал Айвар Рехе.
"Переход Латви и Литвы на евро существенно изменит действующий в этих странах банковский сектор. Я считаю, что в обеих странах станет меньше банков, это произойдет посредством обдуманной концентрации и объединения. Если посмотреть на историю концентрации банков, то банковский сектор Эстонии с ясно выраженной высокой эффективностью действует преимущественно под руководством скандинавского банковского сектора, а в Латвии и Литве это реализовано недостаточно",- сказал Рехе.
По словам Рехе, Unicredit сейчас в Балтии является единственным, предпринявшим другое направление, по большей части отойдя от рынка Балтийских стран. "В развитии банков Балтии это решение можно считать каплей дегтя в бочке меда - но не более того. Полагаю, что численность банков претерпит изменения безусловно через концентрацию как в Латвии, так и в Литве",- отметил Рехе.
По словам Рехе, вполне можно ожидать, что вслед за переходом на евро финансовый рынок Польши может больше интегрироваться с Балтийскими странами.
"Поскольку мы можем обеспечить своим клиентам при посредстве мощного материнского банка банковские услуги по всему миру, а также использовать различные финансовые инструменты - такие как гарантийные письма и letter of credit на пространстве от Европы до Китая, то, следует признать, что поэтому мы практически не брались за сотрудничество с банками Польши на широкой основе. Однако своими филиалами Danske Bank там, разумеется, представлен,"- подчеркнул Рехе.
Со стратегической точки зрения, по словам Рехе, ключевое значение имеет то обстоятельство, что присоединение к евро должно произойти на деле, а не на словах.
«Сейчас мы с одной стороны говорим о том, как спасти экономику ряда стран Европы, как преодолеть финансовые трудности. С другой — страны, которые присоединяются к процессу интеграции евро. Это свидетельствует о том, что евро становится глобальной валютой», - подчеркнул Рехе.
Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис, министр финансов Андрис Вилкс и президент Банка Латвии Илмар Римшевич в понедельник подписали письмо в Еврокомиссию (ЕК) и Европейский Центробанк (ЕЦБ) с просьбой подготовить внеочередной доклад о конвергенции, необходимый для определения соответствия страны "маастрихтским критериям".
Правительство Литвы поставило целью перевести страну на евро в 2015 году. На прошлой неделе правительство страны одобрило программу перехода на евро и сформировало комиссию по выработке стратегического решения под руководством премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса.
Премьер-министр Польши Дональд Туск в феврале сказал, что финансовое положение Польши в 2015 или 2016 году должно достигнуть того уровня, который позволит Варшаве начать процесс перехода на евро.