Не указывая конкретно на профицитную Германию, Лагард дала понять, что для более слабых стран будет проще сократить бюджетные дефициты, если их сильные соседи по евроблоку у себя замедлят меры по снижению долга, а также позволят экономике расти быстрее, так что это подстегнет и подъем на проблемной периферии, передает bfm.ru.
«У нескольких стран нет выбора, они вынуждены резко ужесточать госбюджет без компромиссов, — цитируют СМИ слова Лагард. — Но есть большое ядро, где фискальные коррекции могут быть более размеренными».
От Германии также добиваются согласия на существенное увеличение фонда Европейского механизма стабильности (ESM), который лидеры Европы надеются запустить в июле и превратить в постоянно действующий резерв финансовой помощи на смену временному антикризисному Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF). Большая часть из исходных 440 млрд евро EFSF уже была потрачена на программы спасения Греции, Португалии и Ирландии.
Лагард призывает добавить оставшиеся ресурсы EFSF (около 250 млрд евро) к ESM, благодаря чему мощность постоянного финансового механизма Европы увеличится с 500 млрд евро до 750 млрд евро. Не исключая этого, Германия, однако, давала понять, что считает достаточными обсуждаемые сегодня параметры ESM. Берлин считает нужным прежде завершить переговоры о новом бюджетном соглашении Европы и договоре о ESM, а в марте обсуждать финансирование постоянного фонда помощи.
Точка зрения Берлина заключается в том, что выделение большего объема средств ослабит давление на страны, которые допускали огромные дефициты, и они не будут заинтересованы в активизации мер экономии, пишет The Wall Street Journal.
Как бы то ни было, теперь Берлин, по-видимому, смягчает позицию по вопросу расширения антикризисного фонда до 750 млрд евро, сообщает со ссылкой на источники британская The Financial Times.
По информации чиновников в Германии и еврозоне, канцлер Ангела Меркель готова допустить, чтобы существующий EFSF с остаточным ресурсом около 250 млрд евро, был задействован параллельно с будущим фондом ESM, который предполагается запустить ему на смену с июля.
В обмен на это канцлер Германии требует, чтобы главы европейских государств согласились на новые правила сокращения бюджетных дефицитов и госдолга, намного более жесткие, чем предусматриваются сегодня.
Самая поздняя из версий фискального договора допускает нарушение правительствами предельных параметров дефицита «в периоды экономических спадов» — эту оговорку ЕЦБ критикует как лазейку, которая позволяет легко обойти «железные» нормативы.
Власти Германии уверены, что Европе необходимо восстановить нарушенные правила валютного союза и пойти на существенные сокращения госрасходов ради сохранения евро. Но остальные, в том числе Лагард, предупреждают, что меры экономии в Европе сами по себе могут разрушить евро, причинив непоправимый ущерб самым слабым странам-членам ЕС.