Из-за пересмотра рейтингов ресурсы европейского стабфонда будут практически истощены, а Китай может пересмотреть структуру своих резервов, прогнозируют аналитики.
Неожиданный шаг
Впервые с 1975 года Франция лишилась высшего кредитного рейтинга — он опустился на одну ступень, до AA+. До этой же отметки опустилась и оценка Австрии. Прогноз по обеим странам негативный, что означает 30-процентную вероятность дальнейшего понижения кредитных рейтингов в этом или следующем году. Германия теперь единственная страна в зоне евро с высшим рейтингом ААА, который не вызывает у S&P никаких сомнений. Высшие оценки сохранили также Финляндия, Голландия и Люксембург, однако прогноз по ним негативный. На одну ступень снижены рейтинги Мальты (до А-), Словакии (А) и Словении (А+). Сразу на два пункта упало кредитное качество облигаций Италии (BBB+), Испании (А), Португалии (BBB) и Кипра (BB+).
Сюрпризом шаг S&P не стал. «Мы все знали, что S&P собиралось пустить свой топор в дело, но это произошло немного быстрее, чем ожидалось», — заявил Reuters аналитик Caxton FX Ричард Драйвер. S&P предупредило страны зоны евро о возможных понижениях еще месяц назад, когда 5 декабря поместило на пересмотр с негативным прогнозом кредитные оценки практически всех (за исключением двух) стран валютного союза. Этот шаг стал самым масштабным в истории американского кредитного агентства.
Как и в декабре, последнее заявление агентства было сделано в момент, когда страсти вокруг долговых проблем начали утихать. В частности, ставки по госдолгу Италии и Испании на прошлой неделе довольно ощутимо снижались, что позволило им выпустить гособлигации на общую сумму 26,75 млрд евро по ставкам на 0,8—3 процентных пункта ниже, чем заплатили инвесторы за аналогичные бумаги на предыдущих аукционах. «Это решение может помешать позитивным сдвигам, которые мы наблюдали в Европе последние несколько недель. Это, на мой взгляд, главная опасность», — прокомментировал шаг S&P член управляющего совета ЕЦБ Эвальд Новотны.
Слухи о пересмотре европейских рейтингов распространились еще за несколько часов до официального объявления. Евро подешевел к американской валюте более чем на 1%, до минимального за последние 16 месяцев уровня в 1,2665 долл. Аналитики UBS в субботу посоветовали своим клиентам ставить на дальнейшее ослабление единой валюты. Фондовый рынок отреагировал на заявление S&P падением, а доходность гособлигаций стран, пострадавших от пересмотра незначительно — в пределах 15 базисных пунктов, подросла. Однако, по словам участников рынка, ЕЦБ поддержал итальянские и испанские госбумаги. Доходность немецких бумаг обновила рекордные минимумы. Возможно, эффект от действий S&P прояснится сегодня, когда Франция продаст облигации на 8,7 млрд евро. По данным JP Morgan, утрата девяти странами высшего рейтинга в период с 1998-го по август 2011 года в среднем приводила к росту доходности всего на 2 базисных пункта в следующую за заявлением агентства неделю.
Пострадают все
Именно Франции, которой в этом году предстоит выпустить гособлигации на 220 млрд евро, и лично Николя Саркози действия S&P сулят большие неприятности. Через три месяца в стране президентские выборы, а г-н Саркози оправдывал непопулярные меры по сокращению госрасходов и повышению налогов именно необходимостью отстоять высший кредитный рейтинг. Тем не менее еще до снижения рейтинга действующий президент отставал в популярности от своего главного конкурента Франсуа Олланда. Помимо этого, утрата Францией высшего рейтинга изменит баланс сил в единой Европе в пользу Германии. «Это может сделать дальнейшие переговоры по бюджетной интеграции еще более сложными», — отметил в своем отчете главный европейский экономист RBS Жак Кайлу.
Второй крупной жертвой пересмотра рейтинга станет Италия. «Она остается одной из самых уязвимых экономик в зоне евро из-за огромного объема долга, который ей необходимо рефинансировать в этом году, и из-за угрозы жесткой рецессии, усугубляющейся мерами экономии», — написал в своем отчете управляющий директор Spiro Sovereign Strategy Николас Спиро. Потребности страны в заимствованиях на этот год оцениваются почти в 450 млрд евро. И если доходность итальянских бумаг подскочит еще выше, то деньги инвесторов станут для страны непозволительно дорогими.
Снижение рейтингов Франции и Австрии практически неминуемо приведет к потере европейским стабилизационным фондом EFSF своего ААА-рейтинга. S&P объявит свое решение по нему уже на этой неделе. EFSF не имеет собственных средств, а привлекает деньги через выпуск облигаций ААА-уровня, который обеспечивают кредитные гарантии стран зоны евро. После снижения рейтингов Франции и Австрии объем гарантий от стран с высшими рейтингами снижается с 451 млрд до 271 млрд евро, три четверти которых приходится на Германию. В то же время в деле спасения Греции, Ирландии и Португалии задействованы уже 200 млрд евро. Ангела Меркель заявила, что S&P не «торпедирует» работу стабфонда. В то же время она призвала коллег «как можно скорее» запустить постоянный стабфонд ESM. Изначально этот фонд, который в отличие от EFSF будет располагать «живыми» деньгами, должен был заработать только в 2013 году, но в декабре срок его запуска был перенесен на июль этого года.
Последствия массового пересмотра S&P рейтинга аукнутся и за пределами Европы. «Китай несомненно пересмотрит свои вложения в зоне евро», — считает Ричард Драйвер. Китай официально не раскрывает структуру своих крупнейших в мире международных резервов, однако, по экспертным оценкам, на активы, номинированные в евро, приходится 20—25% от их общего объема. В пятницу стало известно, что в четвертом квартале прошлого года объем китайских ЗВР впервые с 1988 года сократился — с 3,27 трлн до 3,18 трлн долл. Это снижение может быть связано главным образом с ослаблением по отношению к доллару других валют, которые включены в структуру резервов, считает экономист RBS Цуй Ли. За октябрь—ноябрь 2011 года евро подешевел к доллару на 3,2%.