Заинтересованные в Иране эстонские предприниматели пока не заключили сделки
В апреле позапрошлого года бывшая в то время главой МИД Марина Кальюранд совершила первый для Эстонии высокоуровневый визит в Иран, чтобы заявить о заинтересованности в усилении сотрудничества в контексте продолжающегося выполнения ядерного соглашения. В цели визита также входило поощрение бизнес-связей между странами, поэтому министра сопровождала делегация бизнесменов в составе 12 человек.
«Этот визит был хорошим началом, но к сожалению или к счастью ни к чему для нас не привел. Мы попытались продолжить общение с несколькими сторонами, но нигде не дошло до деловых связей», - сказал BNS участвовавший в визите учредитель и исполнительный директор фирмы программного обеспечения Nortal Прийт Аламяэ.
У другого разработчика программного обеспечения Goswift еще до визита имелся партнер в Иране, сказал глава фирма Ханнес Плинте. «Визит состоялся в удачное время — санкции сняли, Иран хотел импортировать новые технологии, мы с местным партнером выяснили, что существует реальная потребность в услуге, которую мы предлагаем, - сказал он BNS. - Несколько месяцев после визита общение продолжалось, но, к сожалению, местный партнер не смог заключить договор о сделке. После того, как из фирмы-партнера ушло наше контактное лицо, общение прекратилось и сейчас мы ничем не занимаемся в Иране».
Глава глобального охранного концерна ESC Яанус Рахумяги сказал BNS, что визит был интересным, но он не смог добиться своих целей. ESC был заинтересован в поиске контактов в нефтех и судоходных компаниях Ирана. По словам Рахумяги, цели не удалось достигнуть из-за официальной политики Ирана, поскольку иранские танкеры охраняют только ВМС Ирана, а частные охранные фирмы на местные суда не допускают.
Тем не менее, поскольку иранские танкеры и прочие коммерческие суда обладают значительным весом на мировом уровне, ESC, по словам Рахумяги, по-прежнему заинтересован в них и регулярно общается с контактными лицами в Иране. «На тот случай, если политика Ирана по охране своих судов в зонах риска изменится, у нас, благодаря визитам в Иран, имеются все необходимые контакты, а иранские судоходные предприятия знают, что к нам можно обращаться».
Занимающаяся логистикой легковых автомобилей AS Autolink Baltics также не смогла заключить договор, но исполнительный директор фирмы Кристьян Рейго назвал визит интересным. По его словам, главной целью визита было получить представление об иранском рынке легковых автомобилей и фургонов. Как выяснилось, большая часть продающихся в Иране автомобилей произведена на месте, а доля импорта является минимальной из-за высоких пошлин. Иран также не экспортирует легковые автомобили из-за их неконкурентноспособности.
Производитель порошковых смесей из молока Revala в этом году вступил в контакт с одной иранской компанией благодаря участию в шанхайской выставке пищевых инноваций SIAL China и выигранной на ней премии. По словам главы фирмы Рейна Вийлу, контакты, заключенные во время визита Кальюранд, не дали никаких результатов в отличие от контакта, найденного в этом году. В то же время, Вийлу отметил, что создание реальных бизнес-связей может потребовать много времени.
Решение президента США Дональда Трампа вновь установить в отношении Ирана экономические санкции напрямую не отразится на перспективах Revala, но бизнесу может помешать косвенное влияние. «Благодаря Трампу [курс иранского риала] заметно снизился, как и в Турции сейчас. Это, возможно, сильнее помешает — то, что их покупательская способность может оказаться низкой», - сказал он.
По его словам, также существует риск, что из-за санкций могут вновь закрыть порты, в том числе представляющий особенную важность для транспорта морских контейнеров порт Бендер-Аббас. «Если его вновь закроют, мы в любом случае не сможем возить туда морские контейнеры», - отметил Вийлу и сказал, что морской контейнер является самым дешевым видом транспорта и единственным вариантом грузоперевозок.
Глава Goswift Плинте также отметил, что политическая обстановка в целом несомненно повлияет на компанию и поэтому иранским рынком активно не занимаются.