«В мае выручка от продаж предприятий розничной торговли с поправкой на инфляцию увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост розничных продаж был очень сильным второй месяц подряд. Если в апреле на рост повлияло снижение объёма продаж в том же месяце прошлого года, то есть причина была в низкой сравнительной базе, то в мае эффект базы был минимальным», - сообщил Мертсина в пресс-релизе для BNS.
По его оценке, даже если в мае прошлого года выручка от продаж предприятий розничной торговли увеличилась бы на среднюю величину, которая была в течение 12 месяцев до пандемии, то в мае этого года рост выручки от продаж выражался бы двузначным числом.
«Это также подтверждается ростом на 17% по сравнению с апрелем», - отметил он.
Как указал аналитик, хотя все розничные магазины в мае были открыты, во время пандемии объём электронной торговли также значительно увеличился. За первые 5 месяцев года выручка от продаж компаний розничной торговли с поправкой на инфляцию увеличилась на 11%.
Тыну Мертсина подчеркнул, что при значительном росте доходов от продаж предприятий розничной торговли Эстонии следует также учитывать, что в годы, предшествовавшие пандемии, доля расходов нерезидентов в общем частном потреблении составляла почти 12%, и что эта доля из-за ограничений передвижения в предыдущей и первой половине этого года снизилась.
«Это также оказало некоторое влияние на розничную торговлю. Однако отступление вируса и ослабление ограничений на передвижение привлекут в Эстонию больше иностранных туристов, которые, помимо прочего, также будут способствовать росту оборота розничной торговли», - пояснил Мертсина.
Он добавил, что, хотя чувство уверенности потребителей ещё не достигло в Эстонии уровня, который был до пандемии, оно в этом году уже значительно улучшилось.
«Ожидания предприятий розничной торговли, касающиеся перспектив деловой активности на ближайшие месяцы, также улучшились», - добавил он.
«Пик роста депозитов до востребования, вероятно, пришёлся на март, но рост оставался очень сильным и в мае. В годовом исчислении вклады выросли на 20%, и тогда были почти на 1,5 миллиарда евро выше, чем годом ранее. При этом распределены вклады очень неравномерно», - отметил он.
Главный экономист банка обратил внимание, что доля крупных депозитов по количеству клиентов невелика, но их объём в депозитном портфеле банков очень велик.
«Для мелких депозитов обратная картина – их доля по количеству клиентов велика, но доля в депозитном портфеле банков относительно мала», - пояснил Мертсина.
«Такое распределение вкладов показывает, что по мере повышения чувства уверенности и расширения возможностей для перемещения, деньги, накопленные на депозитах, скорее всего, пойдут в основном на путешествия, услуги, недвижимость, инвестиции и товары длительного пользования, а не на розничные товары. При этом с сентября из второй пенсионной ступени будет выведен почти миллиард евро, что составляет 8% годового объёма частного потребления. Часть этих денег пойдёт на потребление, в том числе в розничной торговле», - предположил он.
«К росту потребления людей должны также подтолкнуть резкий рост инфляционных ожиданий, ускорение роста заработной платы и снижение безработицы. Инфляция, как известно, снижает реальную стоимость денег на депозите, что приводит к тому, что больше денег направляется на потребление товаров длительного пользования и на инвестиции», - пояснил Мертсина.
Вместе с тем, указал главный экономист, быстрый рост цен может в некоторой степени снизить спрос на потребительские товары и услуги, особенно для людей с низкими доходами.
«Однако рост в этом году реальной заработной платы (с поправкой на инфляцию) увеличит покупательную способность населения. Повышение экономической активности увеличит спрос на рабочую силу и сократит количество безработных. Если в мае зарегистрированных безработных было больше, чем год назад, то к концу июня их количество и уровень безработицы достигли уровня аналогичного периода прошлого года. Однако число безработных продолжит снижаться», - высказал он предположение.
В то же время, по словам Мертсина, для всё большего числа компаний нехватка рабочей силы становится основным фактором, ограничивающим деловую активность. А это повышает заработную плату.
«Увеличение же количества рабочей силы на рынке труда вместе с ростом реальной заработной платы приведёт к росту потребления. В целом, вторая половина этого года, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев, должна быть благоприятной для розничной торговли и открывать возможности для роста», - заключил Тыну Мертсина.