Один из крупнейших инфраструктурных проектов Эстонии – электрификация железной дороги – стоит 279 млн евро. Самофинансирование Эстонии составляет 35 млн евро, средства Европейского союза – 201 млн евро.
Остается найти 43 млн евро на системы безопасности и подключение к подстанциям. Остальные деньги уйдут на проектирование. По словам начальника отдела развития транспорта и инвестиций Министерства экономики и коммуникаций Индрека Гайлана, вначале планировали провести работы при помощи Фонда сплочения: "Но во время переговоров проект и условия финансирования стали более детальными. Теперь мы знаем, что какую-то часть придется покрыть за счет других источников".
Министерство обратилось к Eesti Raudtee с вопросом, может ли предприятие само найти недостающие средства.
"За счет кредитов мы сможем внести примерно 7 млн евро", – сообщил финансовый директор Eesti Raudtee Андрус Кимбер. Еще два миллиона евро на подготовку к электрификации предприятие надеется получить в Фонде соединения Европы. Это вопрос решится в августе. Переговоры о 20 млн евро, необходимых для подключения к подстанциям, госфирма ведет с компаниями Elektrilevi и Enefit, изучая в числе прочего возможность отсрочки расходов. Председатель правления Eesti Raudtee Кайдо Циммерманн при этом признает, что расходы на подключение к подстанциям могут вырасти.
Одним словом, остается открытым вопрос о примерно 36 млн евро.
"Осенью, когда у нас с Eesti Raudtee будут рассмотрены прочие возможности финансирования и появятся итоги летнего экономического прогноза, можно будет обсудить недостающую сумму в рамках госбюджета и государственной бюджетной стратегии", – сказал Гайлан.
Он убежден, что недостающие несколько десятков миллионов евро не станут препятствием для электрификации железной дороги. Кимбер в свою очередь добавил, что недостающие деньги необязательно понадобятся на следующий год. Железная дорога в тартуском направлении должна быть электрифицирована к 2024 году, а остальные отрезки – к 2028 году.
В своем письме в Министерство экономики и коммуникаций Циммерманн указал, что покрытие прогнозируемых убытков Eesti Raudtee не входит в стратегию государственного бюджета.
На содержание инфраструктуры государственная фирма тратит больше, чем позволяют доходы, и разницу по закону должно покрывать государство. По оценке Eesti Raudtee, ежегодный дефицит составляет 15 млн евро, или 75 млн в течение пяти лет.
Гайлан однако напомнил, что согласно закону, расходы и доходы должны обнуляться каждые пять лет: "Кроме того, мы никогда не можем точно сказать, каким будет объем грузоперевозок. Если он увеличится, то дефицит сократится, и наоборот".
По словам Кимбера, государство до сих пор покрывало расходы Eesti Energia ежегодно. Находить более крупную сумму каждые пять лет было бы неудобно.
"Государству лучше найти эти средства в рамках этого периода. В противном случае Eesti Raudtee пришлось бы покрывать дефицит при помощи кредитов", – пояснил он.