По словам заместителя руководителя отдела контроля Налогово-таможенного департамента Кайдо Лемендика, это сложная тема. Ее расследование требует основательных данных и информации об истинном характере сделки - идет ли речь о разумном кредите или трансграничном переводе прибыли, подпадающем под подоходный налог.
«Мы выяснили, что коммерческое объединение выдало связанному с ним лицу кредит под процентную ставку, заведомо ниже рыночной цены, - сказал Лемендик. - Либо вид сделки финансирования, выбранный коммерческим объединением, не соответствует действительной сути сделки».
«Выдача кредитов собственникам на самом деле не является проблемой, - утверждает вице-канцлер Министерства финансов Дмитрий Егоров. - Это неизбежное явление, сопутствующее нашей системе обложения подоходным налогом. От нынешней системы Эстония получает пользу».
Он привел в пример ситуацию, когда целый ряд крупных концернов сообщил о переводе в Эстонию своих опорных служб, в последний раз это было на прошлой неделе с банком Nordea.
Тем не менее, министр финансов Свен Сестер должен представить результаты анализа и предложения по недопущению скрытого выведения прибыли из Эстонии. Однако это не должно привести к появлению новых запретов и ущемлению свободы предпринимателей. Пару недель назад Сестер заявил, что подоходный налог на дивиденды может составить 15 или даже 12%, если предприятие в том же объеме выплачивает дивиденды, равномерно и ежегодно.
По словам Егорова, регулярное распределение прибыли могло бы быть «с более конкурентоспособной налоговой ставкой» и добавил: «Для растущего теленка мы страна хорошая, но не для дойной коровы».
Кредитование не единственный способ уменьшить обязанность по уплате подоходного налога. Используется схема, когда зарубежное головное предприятие выдает кредит расположенной в Эстонии дочерней фирме, а затем с помощью выплат по процентам выкачивает и прибыль. Чтобы выявить истинную суть таких сделок, налоговая служба сравнивает выплаченную ставку по процентам со средним рыночным показателем.
Еще одной проблемой могут оказаться использование слишком низких смежных цен, попытки получить прибыль не от дивидендов, а от отчуждения имущества, умелое манипулирование процессами слияния и размежевания предприятий, игра на разнице налоговых систем в разных странах и межгосударственных договорах о предотвращении двойного налогообложения.