Основу роста заложит внешняя среда
Хотя средства массовой информации вселяют непоколебимую веру в то, что правительство Эстонии сумеет "раскачать" экономику страны, реальное положение наших дел все же зависит от внешней среды – насколько хорошо будут обстоять дела у наших главных торговых партнеров, в Европе и в мировой экономике в целом. С учетом опыта 2016 года, сегодня предсказывать будущее осмеливаются немногие. В политическом плане ситуация, бесспорно, взрывоопасна. 20 января в США вступит в должность 45-ый по счету президент США Дональд Трамп, экономическая политика которого, судя по его собственным высказываниям, станет гораздо более протекционистской.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй пообещала инициировать в марте переговоры по статье 50, то есть приступить к официальному выходу страны из Европейского союза. Значимые выборы пройдут в Германии, Франции, Голландии и, возможно, в Италии. В то же время ушедший год ясно показал, что политическая нестабильность, по крайней мере поначалу, может и не оказать существенного влияния на экономику. Несмотря на победу Дональда Трампа, экономика США укрепилась достаточно для того, чтобы федеральный резерв мог продолжать повышение процентных ставок. В Европе экономические показатели продолжают улучшаться. Промышленная продукция еврозоны достигла наивысшего уровня после кризиса 2008 года, а безработица упала ниже уровня 10%. Кроме того, наблюдался рост общей экономической уверенности.
Рассматривая прогнозы импортного спроса основных торговых партнеров Эстонии, у отечественных экспортеров скорее есть повод для радости. Согласно прогнозам SEB, объем импорта Швеции, куда вывозится большая часть произведенных в Эстонии товаров, вырастет в том же темпе, что и в прошлом году – на 6,4%. Спрос ожидается, в первую очередь, на строительные материалы, модульные дома и мебель, поскольку источником экономического роста Швеции является очень активный рынок недвижимости. Сохранит ли Швеция в 2017 году свою позицию главного торгового партнера Эстонии – это уже другой вопрос. Раньше продукция одного крупного предприятия отрасли телекоммуникационных технологий составляла более половины объема вывозимых в Швецию товаров, однако в связи с реорганизацией предприятия грузопоток перенаправлен в Мексику. Если в начале 2016 года экспорт в Швецию превышал объем вывоза товаров в Финляндию приблизительно на четверть, то в последние месяцы года объемы практически уравнялись. По сути, изменение места назначения доставки товара для Эстонии роли, очевидно, не играет, однако, возможно, за счет этого станет более понятной реальная структура экспорта Эстонии.
Ожидается, что импортный спрос восстанавливающейся после экономической депрессии Финляндии вырастет в 2017 году на 1,5%. В Финляндии экономический рост также опирается в основном на внутренний рынок, в том числе на строительство жилой недвижимости. Среди других стран Скандинавии в 2017 году прогнозируется восстановление роста импорта также в Норвегии, являющейся важным рынком для модульных домов эстонского производства.
Важными для Эстонии рынками являются также другие страны Балтии. Как и в Эстонии, в Латвии и Литве экономический рост в последнее время не оправдывал первоначальных ожиданий, однако настрой на 2017 год скорее положительный. Рост поддержится за счет снижения безработицы, роста внутреннего потребления и инвестиции государственного сектора. В результате этого рост импортного спроса Латвии должен достичь 4%, а Литвы – даже больше, что было бы заметным ускорением по сравнению с предыдущими периодами. Для эстонских предприятий все более важным торговым партнером становится Германия, куда в 2016 году направлялось почти 7% произведенных в Эстонии товаров. Другие государства подвергли Германию острой критике в связи с большим профицитом товарообмена, однако в 2017 году и там прогнозируется более чем 4%-ый рост импортного спроса.
Влияние инвестиций на экономический рост Эстонии
Во внутренней экономике Эстонии изменений, по большому счету, не предвидится. Несмотря на то, что все учреждения, занимающиеся прогнозированием экономики Эстонии, включая SEB, ожидают ускорения экономического роста, оно будет скорее незначительным. Надо заметить, что ожидания у всех довольно схожи – рост ВВП в 2017 году прогнозируется в промежутке от 2,2% до 2,6%.
Ожидается, что источником ускорения экономического роста для Эстонии должен стать, прежде всего, рост инвестиций. Наиболее существенный рост прогнозируют со стороны государственного сектора, исходя из более интенсивного использования средств Европейского союза, что должно поддержать экономические показатели строительных компаний. Потребление государственного сектора вырастет также за счет председательствования Эстонии в Европейском союзе, которое отразится в росте оборота поставщиков услуг в области обслуживания конференций, общественного питания и размещения.
В части роста инвестиций предпринимательского сектора царит гораздо большая неопределенность. Хотя в 2016 году предприятия брали кредиты гораздо активнее, это не вылилось в рост инвестиций. В то же время результаты опроса предприятий отражают рост экономической уверенности, к тому же высокого уровня достигла интенсивность использования средств производства.
По-прежнему больным для предпринимательского сектора остается вопрос быстрого роста заработных плат. Ситуацию, когда на фоне экономического роста, едва превышающего 1%, средняя заработная плата увеличивается на 7-8%, нормальной назвать нельзя. Доля расходов на рабочую силу в ВВП растет с 2014 года, достигнув на сегодняшний ден около 50%, что является очень высоким уровнем в масштабах Европы, не говоря уже о странах подобных нашей.
Резко устремившийся вверх в третьем квартале 2016 года уровень безработицы выходит за рамки простой статистической ошибки, поэтому рост безработицы, вероятно, продолжится и в 2017 году. В то же время это не значит, что разразится масштабный кризис. На рынке труда сохранится спрос как на высококвалифицированных специалистов, так и на тех, кто готов выполнять работу попроще, особенно в быстро растущем вместе с внутренним потреблением секторе услуг. Правда, многим отраслям обрабатывающей промышленности с рабочей силой придется вести себя более бережливо. В 2017 году на рынок труда будет оказывать влияние также находящаяся в процессе реформа трудоспособности, призванная вернуть к работе людей, которые годами не трудились по причине здоровья.
В более тщательном анализе нуждается вопрос, насколько быстрый рост заработных плат повлиял на конкурентоспособность наших предприятий на внешних рынках. К сожалению, многие наши успешные экспортеры работают в сферах, где преимуществом Эстонии был наш низкий уровень заработных плат. Хотя по сравнению со странами Скандинавии он останется низким еще в течение многих десятилетий, в абсолютном измерении в плане заработных плат мы значительно опережаем другие балтийские страны. Многие предприятия Латвии и Литвы нацелены на те же рынки, что и мы, поэтому в целях сохранения конкурентного преимущества, мы должны предлагать продукцию и услуги лучшего качества или быть эффективнее других.
В общих чертах, и в нынешнем году не приходится ждать появления какого-то чудесного рецепта нашего спасения от "застоя". Несмотря на то, что инвестиции государственного сектора могут временно ускорить экономический рост, это (общем случае) не повлияет на конкурентоспособность предприятий Эстонии на иностранных рынках. Чем более мы приближаемся по уровню развития к благополучным государствам, тем сложнее становится найти возможности для роста.