В ходе исследования жителей Эстонии попросили сравнить свое сбережение в последние шесть месяцев и предшествующие им полгода. 53% опрошенных указали, что им удалось отложить меньшую сумму, и 25% ответили, что сберегали столько же. Отложили больше прежнего 11% респондентов и столько же не смогли дать оценку. По сравнению с исследованием SEB, проведенным в начале весны, заметно, что у людей стало меньше возможностей для сбережения. Весной примерно треть респондентов утверждали, что делают меньше сбережений, и столько же сохранили обычный уровень сбережений.
По сравнению с предыдущими шестью месяцами сбережения значительно сократились во всех возрастных группах. Если весной 31% респондентов в возрасте 30–39 лет указали, что стали откладывать меньше, чем раньше, то сейчас в этой возрастной группе их доля выросла до 51%. Откладывать больше прежнего смогли респонденты 18–29 лет, но их процент также снизился по сравнению с весной. Весной целых 29% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет сказали, что откладывают больше, чем раньше, а теперь так говорят всего 17%.
«Стремительный рост сбережений жителей Эстонии замедлился еще осенью прошлого года. Сбережение сдерживается рекордной инфляцией, которая по сравнению с прошлым годом начиная с мая составляет более 20 процентов. Самым высоким за год стал этот показатель в августе, когда потребительские цены в годовом сравнении выросли на 25,2 процента. Как показывает исследование, в условиях роста цен большая часть доходов уходит на покрытие повседневных расходов, то есть более половины опрошенных стали откладывать меньше прежнего», – сказал Айнар Леппянен, руководитель сферы розничных банковских услуг SEB.
Статистика Банка Эстонии также показывает, что с осени 2021 года рост вкладов населения повернул вспять: на фоне роста в некоторые месяцы объем депозитов сократился. «В ближайшие месяцы мы также с большой вероятностью увидим сокращение сбережений в связи с потенциальным ростом поступающих в почтовые ящики потребителей счетов за электроэнергию и газ. Если это вообще возможно, стоит накапливать финансовый буфер даже в нестабильные времена, однако инфляция оправдывает сочетание сбережений с инвестированием, чтобы лучше защитить свои активы от снижения покупательной способности и увеличить их стоимость», — добавил Леппянен.
Влияние роста цен ощущается повсеместно
Способность к сбережению снизилась по всей Эстонии. Весной снижение способности к сбережению стало наблюдаться в северо-восточной Эстонии, где 40% респондентов смогли отложить меньше, чем раньше, однако осенью доля людей, сбережения которых сокращались, значительно возросла во всех регионах. В Южной Эстонии рост сбережений сократился только у 47% респондентов, в то время как в других регионах этот показатель составил 50% и более, достигнув 67% в северо-восточной Эстонии.Среди тех, кто сберегал меньше, были работники сферы услуг или продаж (63%) и пенсионеры (60%), но также ведущие специалисты (60%), квалифицированные рабочие (56%), студенты (51%) и родители в отпуске по уходу за ребенком (53%). Увеличили свои сбережения чуть более четверти (26%) руководителей, в то время как среди пенсионеров нашли возможность увеличить свой резерв только 6%.
«Результаты исследования показывают, что снижение способности делать сбережения коснулось многих. И если раньше мы наблюдали сокращение сбережений в первую очередь среди малообеспеченных, то сейчас замедлилось создание резерва и у ведущих специалистов и квалифицированных рабочих. На это, безусловно, повлияла изменившаяся экономическая ситуация, а также значительный рост цен», — добавил Леппянен.
Исследование SEB проводилось в сентябре 2022 года. В странах Балтии было опрошено 3010 человек в возрасте от 18 до 74 лет, в том числе 1000 человек в Эстонии. Выборка исследования была репрезентативной по возрасту, полу, национальности и региону.