Эстония должна проанализировать нынешнее состояние своей налоговой системы в поисках нового равновесия между необходимостью оживить предпринимательство и оттоком рабочей силы из страны, а также в поисках решения проблемы бедности, сказал в интервью Postimees аналитик банка LHV Хейдо Витсур.
«Нужно взглянуть шире на то, каким образом сделать Эстонию более привлекательной для капитала, поскольку пока капитал только уходит из страны», - пояснил Витсур. Как явствует из приведенного инвестиционным банком Gild анализа, в период с 2006 по 2009 годы крупные зарубежные предприятия вывели из Эстонии в виде кредитов почти 650 млн евро.
По мнению профессора Тартуского университета Урмаса Варблане, в Эстонии мог бы действовать единый и разумный подоходный налог как при выплате дивидендов, так и при инвестициях в основное имущество. Таким образом, зарубежные фирмы не стали бы выводить за границу заработанные здесь деньги, сказал он газете на прошлой неделе.
Профессор считает, что фирма не должна платить подоходный налог с прибыли, которую она инвестирует в основное имущество, такое как здания и другие постройки. В то же время изъятие дивидендов облагается более высоким налогом, чем в любом другом государстве.
«Такая логика освобождения от налога инвестиций в здания и строения благоприятствует экономике в определенный период, если необходимо осуществить первичные инвестиции», - сказал Варблане.
Министр финансов Юрген Лиги, комментируя высказывания профессора, отметил, что его замечания противоречивы и ошибочны. «С одной стороны, есть убежденность, что блеск системы угасает, поскольку налоговая нагрузка на одни предприятия, по сравнению с другими предприятиями, уже не так низка. С этим следует согласиться и, с одной стороны, это ответ оппозиционным партиям, которые хотят повысить налоговое бремя. С другой — это повод для снижения ставки подоходного налога», - добавил он.
Снижение ставки подоходного налога с нынешних 21% до 20% должно быть осуществлено в 2015 году. Когда именно произойдет повышение необлагаемого подоходным налогом минимума, неизвестно, может, в 2015 году, может, позже, отмечает газета.