Проблемы на рынке труда, как во время финансового кризиса 2008 года, вызывают огромный стресс у населения. И можно было бы предполагать, что обеспокоенность по поводу экономической ситуации не способствует увеличению продолжительности жизни. Но как ни странно, в периоды рецессий, все происходит как раз наоборот, пишет в колонке Bloomberg вице-президент глобального направления в Citigroup Питер Орзаг.
Питер Орзаг, колумнист Bloomberg, бывший руководитель Административно-бюджетного управления США при правительстве Барака Обамы, ранее — экономический советник администрации Билла Клинтона.
Стандартизированный по возрасту показатель смертности в США с 2007 по 2010 год снизился на 2%, свидетельствует предварительная статистика Центра по контролю и профилактике заболеваний. Прогнозируемая продолжительность жизни рожденных в 2010 году достигла 78,7 года против 77,9 года в 2007 году, то есть рост составил 0,8 года. В противоположность этому с 2004 по 2007 год, когда состояние экономики было намного лучше, продолжительность жизни увеличилась лишь на 0,4 года.
При этом получается, что больший рост отмечался в тех штатах, где сильнее повысилась и безработица. В Мичигане и Иллинойсе, например, где ухудшение ситуации с занятостью было более серьезным, чем в Северной Дакоте или Айове, смертность с поправкой на возраст снизилась с 2007 года более резко. В штатах с самым маленьким ростом безработицы смертность повысилась.
Эти данные по штатам согласуются с историческими закономерностями, обнаруженными экономистами Дугласом Миллером, Марианной Пейдж и Матеушем Филипски. Их исследование показало, что повышение безработицы на один процентный пункт идет параллельно со снижением смертности на 0,5%.
В период Великой депрессии продолжительность жизни также выросла, пишет колумнист Bloomberg со ссылкой на исследование Мичиганского университета. Как выяснили исследователи, для здоровья населения периоды спадов оказываются более благоприятными, чем подъемы, — такую нелогичную гипотезу подтверждают данные здравоохранения в динамике за период с 1920 по 1940 год.
Как это может быть? Экономист из Университета Вирджинии Кристофер Рум исследовал этот вопрос в нескольких научных работах. Получается, что хотя в периоды депрессии повышается процент суицидов, смертность по другим причинам, например, в результате ДТП, снижается сильнее. Такие неожиданные наблюдения относятся даже к сердечным приступам. В исследовании на тему «Здоровая экономика разбивает вам сердце». Рум делает вывод, что рост безработицы снижает риски смерти от инфаркта, возможно, по той причине, что замедляется экономическая активность, а вредные факторы, такие как загрязнение атмосферы и транспортный поток, также становятся менее интенсивными. Менее распространенными становятся курение и ожирение, пишет Рум.
Стоит отметить, что в старшей возрастной группе смертность сокращается больше в абсолютных показателях, но меньше в пропорциональном соотношении, потому что в этой категории населения исходные показатели смертности выше, чем у младших поколений. Отчасти это может служить объяснением, почему за последние несколько лет расходы по программе Medicare для населения старше 65 лет снижаются больше, чем в коммерческом здравоохранении. И главный вопрос здесь заключается в том, связано ли это сокращение со структурными изменениями (долгосрочными) или только с ухудшением экономической ситуации (и скоро тенденция спадет). По мнению Питера Орзага, фактические данные говорят в пользу значительного структурного компонента.
Но для тех, кто утверждает, что тенденция всецело циклическая и обусловлена спадами и подъемами в экономике, значительно более выраженный эффект рецессий в старшей возрастной группе может быть весомым аргументом.
Мысль об увеличении продолжительности жизни в периоды рецессий мало чем поможет тем, кому не удается найти нормальную работу из-за ситуации на рынке труда. Более того, в периоды рецессий особенно тревожна статистика суицидов. Таким образом, обязательно необходимо активно поддерживать экономику.