12.07.2012 Четверг

Статистика и интуиция: чему верить?

Статистика и интуиция: чему верить?Можно ли при принятии важных решений полагаться на свою интуицию? Роль эмоций в процессе принятия решений очень велика и время от времени эмоции помогают специалистам везде — в тушении пожаров, управлении самолетами,  проведении хирургических операций и выборе работ нового художника для картинных галерей. Но чрезмерное увлечение интуитивным мышлением — прямая дорога к краху, особенно у бизнесменов.

Можно ли при принятии важных решений полагаться на свою интуицию? Роль эмоций в процессе принятия решений очень велика и время от времени эмоции помогают специалистам везде — в тушении пожаров, управлении самолетами,  проведении хирургических операций и выборе работ нового художника для картинных галерей. Но чрезмерное увлечение интуитивным мышлением — прямая дорога к краху, особенно у бизнесменов, пишет руководитель библиотеки Московской школы управления СКОЛКОВО Хелен Эдвардс для forbes.ru.

Страх потерь и новые возможности

В своей новой книге «Думая быстро и медленно» (Thinking Fast and Slow) нобелевский лауреат Даниэль Канеман описывает способ работы интуиции: то, какими именно интеллектуальными методами пользуются люди и как разум перерабатывает получаемую информацию, создает связи и делает выводы. Именно связи, которые кажутся идеально верными, зачастую содержат в себе фатальные ошибки.

Так, в одной из своих самых известных работ Канеман вместе с коллегой Амосом Тверски доказал, что из-за заложенных в мозгу человека страхов любые гипотетические потери приобретают большее значение, чем возможные прибыли. В итоге вместо того, чтобы использовать для подсчета своих шансов математику, люди просто отказываются от появляющихся возможностей. По результатам исследований, в те моменты, когда вероятность события составляла 95%, люди, в среднем, оценивали ее в 79,3%. При этом они серьезно завышали возможность почти невероятных событий и были готовы переплачивать, пытаясь застраховать себя от них.

Мистика малых цифр

Еще одна распространенная ошибка — выводы на основании статистических данных, собранных на примерах малых форм. Канеман называет это «мистикой малых цифр», поясняя, что статистические аномалии гораздо чаще встречаются в результате подсчета частей общего. Так, государственное исследование в США показало, что учащиеся небольших школ получали лучшее образование, нежели их сверстники из крупных школ. Однако более позднее и тщательное исследование опровергло эти сведения.

Проверьте себя, ответив на вопрос: в какой больнице больше шансов на то, что в один конкретный день родится более 60% мальчиков, — в той, где ежедневно на свет появляются 15 детей, или же в той, где ежедневно рождаются 45 детей? В свое время подобное исследование провел журнал Science. Правильный ответ — в больнице, где ежедневно появляется на свет меньшее количество детей. Потому что в той, где их больше, усредняющий эффект гораздо выше.

Полезные уроки

Впрочем, говорить о фокусах статистики излишне в ситуации, когда люди не склонны воспринимать ее вообще. По официальным данным, в США большинство предприятий малого бизнеса и стартапов страдают излишним оптимизмом при взгляде в будущее, несмотря на то что статистика упорно свидетельствует против них. Рестораны открывают в тех местах, где до них один за другим разорились прежние владельцы. Менеджеры по проектам очень редко принимают в расчет данные по точно таким же проектам, запускавшимся в прошлом, потому что каждый раз убеждены, что в их случае речь идет о чем-то абсолютно уникальном.

Хотя, там, где этого как раз не требуется, люди зачастую склонны делать обобщения и выводы. Статистическое понятие регрессии к среднему числу означает феномен, при котором невероятные события всегда стремятся к усредненным показателям. Удача внезапно отворачивается от людей, плохие результаты неожиданно улучшаются, а прекрасные, наоборот, ухудшаются. Люди стремятся придавать больше значения случайностям, чем те того заслуживают. Из нежданного успеха аналитики немедленно начинают извлекать уроки, объяснять его причины и делать долгосрочные прогнозы на будущее, забывая, что в статистике, например, для эксклюзивных единичных показателей вообще существует собственный термин — «статистический выброс». Как правило, его попросту не учитывают.

Что делать

Исследователь Филипп Тетлок доказал, что долгосрочные прогнозы экспертов чаще всего оказывались хуже случайного выбора. Дело в том, что они всегда используют исключительно анализ текущей ситуации, например сильные стороны нынешнего главы компании или эффективность управляющей команды, но они не могут угадать развития ситуации в будущем. Факты им нужны лишь для того, чтобы подтасовать их под предположения. И единственная разница между экспертами и обычными людьми, по Тетлоку, заключается в том, что эксперты более уверены в правильном выборе фактов и правильности своих прогнозов, а также всегда лучше готовы к тому, чтобы найти очень убедительные оправдания своим прежним ошибкам впоследствии.

Так на что же обращать внимание, принимая решение? Конечно, учитывать надо все: и внешние факторы, и статистические данные, и прежний опыт. Однако чрезмерное увлечение цифрами и фактами тоже может оказаться пагубным. В своей книге «Момент решения» (The Decisive Moment) Джонах Лерер пишет, что как только мозг человека переполняется информацией, он начинает неосознанно стремиться к интуитивным, а не логическим поступкам.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!