Пионер фотоиндустрии компания Eastman Kodak Co. подала на банкротство. За минувший год акции Kodak обесценились на 90%, компания увязла в долгах, десятками закрывает лаборатории и проводит многотысячные сокращения. После прохождения процедуры банкротства Kodak рассчитывает серьезно реструктурировать свой бизнес.
Kodak разбогател на производстве широкодоступной фототехники и продаже фотоматериалов к ней — пленки, бумаги и т. д. В истории Kodak было несколько пиковых моментов, когда он становился менял рынок за счет внедрения инновационных решений. В частности, именно в Kodak изобрели первую цветную фотопленку. Но компания пала жертвой самого революционного катаклизма в своем бизнесе — распространения цифровой фотографии.
Kodak столкнулся с классической «дилеммой инноватора». Этот термин был введен американским профессором Кристенсеном Клейтоном для описания ситуации, когда преуспевающий лидер индустрии отказывается признавать молодую технологию, поскольку она противоречит его действующей бизнес-модели и не удовлетворяет сиюминутные нужды его клиентов. В результате со временем эта технология оказывается «подрывной», уничтожая весь бизнес на корню.
Kodak далеко не первая процветающая компания, которая не смогла пережить появления более совершенной технологии. Как шел к гибели Kodak и какие еще компании постигла похожая судьба? Подробнее об этом пишел Михаил Левин из Forbes.ru.
Kodak: создатель цифровой технологии, которая его погубила
Ирония судьбы Kodak заключается в том, что первый цифровой фотоаппарат был разработан в 1975 году его же инженером — Стивеном Сассуном. Как сам он позднее рассказывал в The New York Times, изобретение категорически не понравилось руководству Kodak. «Они сказали мне: о, это мило, только не надо никому показывать», — рассказывает Сассун. Топ-менеджмент Kodak раздражала идея, что камера Сассуна не нуждалась в пленке — ведь именно ее продажи генерировали прибыль.
В 1980-х Kodak заказал своему аналитическому подразделению большое исследование с целью выяснить, насколько сильно угрожает цифровая фотография его бизнесу. Аналитики пришли к выводу, что революция неизбежна. Однако у них была и «хорошая новость»: драматические изменения начнутся не раньше чем через десять лет, а следовательно, Kodak может успеть к ним подготовиться.
Kodak сделал из исследования любопытные выводы. Один из сотрудников компании в своей книге рассказывает, что следующую декаду компания потратила не на разработку подробного плана выживания в условиях, когда пленка перестанет быть актуальной, а на исследование способов использования цифровых технологий для усовершенствования пленочных фотоаппаратов. Так, компания потратила $500 млн на разработку и запуск камеры Advantix. Она позволяла делать цифровые фотографии, но лишь для того, чтобы потом запечатлеть изображение на пленке.
Таким образом, когда Kodak наконец-то решил заняться цифровой фотографией, было уже слишком поздно — компания сильно отставала от своих конкурентов и так и не смогла наверстать упущенное.
Digital Equipment Corporation, не поверившая в «микрокомпьютеры»
В 1980-х Digital Equipment Corporation (DEC) пользовалась уважением как одна из самых инновационных и хорошо управляемых компаний компьютерной индустрии. Эксперты восхваляли ее менеджмент, а журналисты сравнивали DEC со скоростным поездом, который несется по железнодорожной магистрали, уничтожая конкурентов. Считалось, что даже IBM не может чувствовать себя в безопасности. Уже через несколько лет ситуация кардинально изменилась. Рынок мини-компьютеров (так раньше назывались компьютеры размером с гардеробный шкаф) начал быстро сжиматься под влиянием появившихся микрокомпьютеров (современные PC).
DEC до последнего отказывалась делать ставку на новый сегмент. Руководство гиганта полагало, что PC, уступающие мини-компьютерам в мощности, не способны заинтересовать клиентов из корпоративного сектора. Ситуацию ухудшала низкая маржинальность рынка персональных компьютеров, что делало его значительно менее привлекательным в глазах менеджмента. Однако PC становились все мощнее и в течение нескольких лет уничтожили мини-компьютеры как класс. К началу последнего десятилетия XX века от былых прибылей DEC не осталось и следа. Попытки наладить производство PC оказались безуспешны, и в 1998 году остатки DEC купила Compaq.
Polaroid и его гибрид камеры и принтера
Polaroid прославился камерами, способными сразу после съемки выдавать готовый снимок. За щелчком затвора следовало громкое жужжание, и через несколько секунд из камеры выезжала квадратная фотография. Заправлялся фотоаппарат не пленкой, а специальными кассетами, содержащими бумагу и все необходимые для химической реакции реактивами. Первые подобные аппараты начали появляться вскоре после Второй мировой войны, однако взорвать рынок Polaroid удалось в 1970-1980-х годах.
Цифровая фотография подарила людям возможность моментально просматривать отснятые кадры, сделав идею мгновенных снимков Polaroid значительно менее привлекательной. Polaroid не смог подготовиться к переменам и в 2001 году начал процедуру технического банкротства. В результате основная часть активов компании оказалась продана. C тех пор Polaroid пережил еще одно банкротство и период производства бытовой техники.
В 2008 году компания попыталась модернизировать идею, сделавшую ее знаменитой: она начала выпускать цифровые фотокамеры с встроенным принтером. Эксперимент нельзя назвать удачным: людям просто не очень нужны бумажные фотографии. Сейчас Polaroid возобновил выпуск классических пленочных фотоаппаратов, которые пользуются небольшим спросом среди модной молодежи.
Facit, создавшая ненужную профессию
К 1960-м году шведская корпорация Facit была одним из лидеров рынка механических калькуляторов: подразделения компании располагались более чем в 100 странах по всему миру. Устройства размером с пишущую машинку могли производить все основные математические операции: умножать, складывать, делить и вычитать. Существовала даже отдельная профессия людей, считавших на таких калькуляторах.
Бизнесу Facit пришел конец, когда Европу и США начали заполонять дешевые, элементарные в использовании и компактные электронные калькуляторы из Японии. Уже в в 1973 года Facit была продана компании Electrolux.
Western Union, не поверившая в телефон
В конце XIX века Western Union была одной из самых могущественных компаний США. Она фактически монополизировала единственное на тот момент средство коммуникации на больших расстояниях — телеграф. В 1876 году президент The Bell Company Гардинер Хаббард предложил Western Union приобрести за $100 000 пакет патентов на разработанное основателем компании Александром Беллом устройство — телефон. Руководство Western Union отказалось, посчитав изобретение Белла бессмысленным. Впоследствии это станет одним из худших решений в истории бизнеса.
Western Union, достаточно быстро осознав свою ошибку, через несколько лет все-таки займется предоставлением телефонных услуг. Однако компания будет вынуждена покинуть бизнес, проиграв Беллу патентную войну. Последствия для Western Union не окажутся смертельными. Телеграфные услуги еще долго будут востребованными, однако могущество Western Union постепенно растает. В результате в 1980-х годах Western Union окончательно покинет коммуникационный бизнес, занявшись денежными переводами.
Судьба The Bell Company окажется совершенно иной. Компания переименуется в AT&T и из телефонного монополиста превратится в крупнейшего провайдера сотовой связи в США. Сейчас капитализация AT&T превышает $180 млрд.
Memorex и проблема больших дискет
Memorex была одной из самой успешных независимых компаний, которые в 1960-1970-х годах заполонили рынок гибких магнитных дисков. В начале 1970-х инженеры Memorex одними из первых разработали 8-дюймовые диски, которые в дальнейшем нашли широкое применение в мини-компьютерах. Однако Memorex опоздала с переходом к 5¼-дюймовым дискетам, вовремя не осознав потенциал текстовых процессоров (машин, предназначенных исключительно для набора текстов) и начавших появляться PC. Уже в начале 1980-х Memorex была продана.
История Memorex является показательной для многих других независимых производителей дискет, которые не были интегрированы в более крупные компании. Постоянное изменение доминирующего формата и неспособность бизнеса осознать грядущие изменения оставили на обочине не один десяток компаний.