Трудно переоценить значение сауны в культуре его родной Финляндии. В стране с населением 5,3 млн человек, по оценкам государственного управления статистики, насчитывается около 3 млн саун — их намного больше, чем автомобилей. Они есть в каждом многоквартирном доме для жильцов, и во многих отдельных квартирах, а также на предприятиях, в офисах компаний, в городских собраниях, школах и больницах. В здании финского парламента под сауны и душевые отведено целое крыло.
По данным министерства здравоохранения, 95% финнов впервые побывали в сауне еще в младенческом возрасте (до двух лет). Средняя частота походов в сауну в Финляндии составляет полтора раза в неделю, а в отпуске и на каникулах в парной финны бывают и того чаще, ведь сауна есть почти во всех летних домиках у озера или на побережье. В финских парных снимают популярные телесериалы, о них пишут свои докторские диссертации ученые.
Сауна в Финляндии — излюбленная площадка неформальных, но часто очень важных обсуждений и переговоров. Корреспондент The Guardian вспоминает, как однажды брал в парной интервью у чиновника министерства внутренних дел. Банная дипломатия — это уже давняя финская традиция. Во всех 98 финских дипломатических и консульских миссиях по всему миру есть собственная сауна.
Бывший президент и нобелевский лауреат Мартти Ахтисаари использовал банную дипломатию по всему миру — от Танзании до Индонезии. В годы холодной войны президент Урхо Кекконен, возглавлявший страну более 25 лет, также не раз проводил переговоры в сауне, в том числе и по вопросам советско-финских отношений. Так, в 1960 году парил Никиту Хрущева до пяти часов утра.
Как объясняет госсекретарь министерства иностранных дел Финляндии Пертти Торстила, в сауне все равны, нет сверхдержав и малых стран, нет начальников и подчиненных. Никто не может прятать туза в рукаве, когда нет никаких рукавов. Если вы договариваетесь о чем-то в бане без одежды, потом будет трудно не сдержать свое слово.
Бывший министр иностранных дел Александр Стубб в своей книге «Голая правда» признает, что в своей работе использует и стратегию сауны: «Я радушно приглашаю коллег в сауну. А потом не выпускаю их до тех пор, пока все не согласятся с моей законодательной инициативой».