Сколько нам нужно для полного счастья?
Действительно, сколько автомобилей необходимо нормальной семье — один, два, три? Должен ли в каждой комнате квартиры или дома непременно стоять новейший телевизор? Как часто следует менять холодильники или стиральные машины? Те, кто задаются подобными вопросами, вовсе не с жиру бесятся. Просто западные общества, достигнув весьма высокого уровня материального благосостояния и осознав глобальный характер порождаемых человеком экологических проблем, начинают активно искать новые ориентиры и целевые установки для будущего развития нашей цивилизации.
Как всегда в периоды смены вех, активная и молодая часть общества генерирует большое количество всевозможных идей, концепций, сценариев и утопий. И это очень хорошо! Преуспевающие демократические государства тем и отличаются от стагнирующих авторитарных держав, что в них постоянно идут очень критические, а порой и просто ожесточенные дискуссии о том, как лучше обустроить жизнь. И такие дискуссии неизменно двигают общество вперед, потому что регулярно находят свое отражение в политических решениях.
Качество жизни вместо ее уровня
После недавно пережитого нашей планетой тяжелейшего финансово-экономического кризиса и из-за ставших теперь очевидными проблем с глобальным климатом критика в адрес общепринятого отношения к экономическому росту как к главному показателю успехов общества зазвучала с новой силой. И это следует всячески приветствовать! Что, однако, вовсе не означает, что надо тут же безоговорочно соглашаться с предлагаемыми альтернативами. Хотя в принципе ход мысли абсолютно правильный: вместо конкретных количественных показателей, описывающих степень экономического развития государства и уровень жизни его населения, все большее значение приобретают мягкие факторы, характеризующие качество жизни в данной стране.
Как показывают новейшие опросы, для абсолютного большинства немцев здоровье, экология, социальная справедливость играют сегодня не менее, а зачастую и более важную роль, чем высокие заработки и преумножение собственности. В общем, отнюдь не новая мысль о том, что не в деньгах счастье, прочно овладела массами, причем не только в Германии, но и в других странах Западной и Северной Европы.
Революционная инициатива Николя Саркози
Так что вовсе не случайно именно Франция, которая однажды уже изменила ход мировой истории лозунгом «Свобода, равенство, братство», выступила с поистине революционной инициативой разработать новую методику определения экономической мощи, поступательного развития и благосостояния современного общества. Николя Саркози еще в 2008 году предложил заняться этой темой группе нобелевских лауреатов во главе с американским профессором Джозефом Стиглицем. И вот в сентябре прошлого года результаты их труда французский президент лично представил во всемирно известном парижском «храме науки» — Сорбонне.
Впрочем, за минувший с тех пор год никаких видимых подвижек в этом деле не произошло. Что и не удивительно: задача ведь крайне сложная - слишком уж прочно вошел в нашу жизнь этот показатель. На динамику валового внутреннего продукта смотрят и бизнесмены, принимая решения об инвестициях и о создании новых рабочих мест, и профсоюзы, выдвигая требования о повышении зарплат, и правительства, формируя бюджеты, и центральные банки, определяя уровень процентных ставок. В одночасье от этого привычного и надежного ориентира отказаться очень трудно.
Здравомыслие против левацких утопий
Тем более, что весьма активно такого отказа требуют сейчас как раз те круги, в которых тон задают представители не просто левых, а нередко типично левацких убеждений. Их отличает ярко выраженный антикапиталистический и даже откровенно антиэкономический настрой: мол, откажемся от разрушающего нашу планету промышленного роста, пересядем с автомобилей на велосипеды, будем выращивать цветы и наслаждаться чистым воздухом и всеобщей гармонией. Подобная смесь воинствующего неприятия существующей рыночной экономики и наивно-иллюзорных рецептов ее радикального реформирования ни к каким конструктивным решениям привести не может.
Вот почему так важно, чтобы поиском новой «формулы успеха» занимались умеренные, ответственные, незаидеологизированные, экономически грамотные люди. Так, инициативу Николя Саркози в принципе поддержала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этому объединению индустриально наиболее развитых стран мира и его экспертам подобную задачу вполне можно доверить. Ну, а французскому президенту и его коллегам-политикам по «Большой двадцатке» рано или поздно от красивых призывов придется перейти к основополагающим изменениям в налоговых системах своих стран. Потому что без этого внедрить новые параметры для исчисления национального процветания не удастся.