«К сожалению, США продемонстрировали в Мюнхене своими противоречивыми и узкопартийными позициями то, что, к сожалению, не стало большим сюрпризом», — написал Паэт, возвращаясь к обсуждению Мюнхенской конференции. «А именно то, что Европа не является для США чем-то особенным, а друзьями считаются только те, кто полностью разделяет внутриполитические идеологические взгляды команды Трампа. США по-прежнему важный союзник для Европы, но доверие к ним серьезно пошатнулось. Это означает, что давние предупреждения о том, что Европе придется делать гораздо больше для своей самостоятельности, начинают сбываться. Время иллюзий, по крайней мере на время, закончилось».
«Европейские СМИ полны возмущения по поводу речи вице-президента США Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции и противоречивых сигналов американских лидеров по Украине. Если бы темы не были столь серьезными, можно было бы относиться к этим постоянно меняющимся сигналам с безразличием. Но речь идет о действительно важных вещах, и, к сожалению, ни в заявлениях Трампа, ни Вэнса, ни министра обороны нет ничего удивительного», — написал Паэт. «Внешняя политика часто является продолжением внутренней политики, особенно в крупных и влиятельных странах. Сейчас мы очень ясно видим это на примере США».
По словам Паэта, Вэнс в своей речи в Мюнхене фактически транслировал американскую внутреннюю политику и политические взгляды победителей выборов. Команда Трампа не рассматривает Европу или Европейский Союз как единое целое, а разделяет ее на тех, кто близок им по политическим взглядам, и тех, кто не является таковым.
«Таким образом, среди партнеров, которых команда Трампа ценит в Европе, — Орбан в Венгрии, Мелони в Италии и "Альтернатива для Германии" (AfD), чьего успеха на выборах они всячески добиваются. Команда Трампа определяет себя и США в отношениях с Европой скорее на основе идеологии, а не геополитики или национальных интересов», — пояснил Паэт.
По его словам, команда Дональда Трампа благосклонно относится к тем партиям в Европе, которые можно отнести к крайне правым или правопопулистским, вместе с их специфическими политическими взглядами. Например, AfD, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, премьер-министр Словакии Роберт Фицо и ряд других политических сил выступают за ослабление Украины и восстановление отношений с Россией, независимо от того, что Путин делает с Украиной.
«В своей речи вице-президент Вэнс исходил именно из этой идеологической основы, обвиняя Европу в ограничении свободы слова и других "грехах". Это уже знакомо — с теми же обвинениями выступают и сами европейские крайне правые, одновременно используя неугодные им модели общественного устройства и наслаждаясь всеми демократическими свободами», — провел параллели Паэт.
Говоря об Украине, Паэт отметил, что Трамп хочет любой ценой завершить войну и стать миротворцем.
«Если вспомнить его предыдущий срок, тогда тоже звучали громкие обещания устранить угрозу со стороны Северной Кореи, и для этого якобы было достаточно, чтобы Трамп встретился с северокорейским диктатором. Пару раз он действительно встречался, но ситуация в КНДР только ухудшилась. Также он обещал урегулировать отношения с Россией и встречался с Путиным в Хельсинки», — напомнил Паэт и добавил, что эти усилия не дали результатов. «А теперь на повестке дня — Панамский канал, присоединение Канады к США, отторжение Гренландии у Дании, строительство Ривьеры в Газе и быстрое завершение войны в Украине».
По словам Паэта, для нескольких недель президентского срока Трампа это уже довольно серьезная повестка, но новых идей наверняка прибавится, ведь в мире еще много ситуаций, требующих «упорядочивания». Таким образом, за короткий срок возникло много тревожности и хаоса. Но появится новая идея, и старая утратит свою новизну.
Что касается будущего Украины, Паэт считает, что Россия и США не смогут договориться между собой. Чтобы можно было говорить хоть о каком-то адекватном соглашении, по его мнению, к обсуждению должны быть привлечены и Украина, и Европа.
«Даже если США при Трампе прекратят помогать Украине, она сможет продолжить сопротивление России при поддержке Европы. Да, ситуация сложная, но возможная. Тем более что вовсе не факт, что Путин вообще заинтересован в полном завершении войны. Текущая ситуация для него довольно удобна, в том числе с точки зрения контроля над российским обществом», — отметил Паэт.
Слабым местом Европейского Союза Паэт считает требование консенсуса при принятии всех решений во внешней политике, так как это дает Венгрии и Словакии возможность блокировать любые попытки оказать давление на Россию. Однако существует альтернатива — формат ЕС-25, когда остальные страны Евросоюза принимают решения о поддержке Украины и санкциях против России в рамках скоординированных национальных решений.