Чиновники наконец признали: леса вырубают больше, чем позволяют нормы
За последние десять лет в Эстонии вырублено больше лесов, чем их успело вырасти за 12 лет. Агентство по охране окружающей среды раскрыло это только сейчас, радикально изменив ранее представленные данные, которые считались правдивыми.
«Агентство по охране окружающей среды обычно предоставляет достоверную информацию, однако в лесной отрасли возникают постоянные проблемы,» - считает исследователь устойчивого лесного хозяйства Тартуского университета Рауль Розенвальд, у которого есть докторская степень в этой области. «Данные о лесном хозяйстве менялись неоднократно и в значительных масштабах. Много лет предоставлялись нелогичные данные, что затрудняет их доверие. Однако важные решения принимаются на основе этих данных.»
Масштабная переработка лесов повлияет на лесопромышленность Эстонии так же, как для человека, который привык тратить каждый месяц не только свою зарплату, но и часть наследства от дяди. Однажды наследство закончится, и останется только зарплата. Для тех, кто полагал, что доходы будут постоянными, это будет болезненный удар.
Многие предприятия лесной промышленности и большая часть общества жили в этой иллюзии, созданной ведущими министерскими чиновниками, которые манипулировали цифрами и утверждали, что можно вырубать еще больше, и осмеивали тех, кто предупреждал о переработке.
В СМИ этот конфликт получил название «лесная война». Пока шла борьба за слова, «наследство» продолжали раздавать. Недавний аудит Государственного контроля показал, кто получил наибольшие доли.
Министерство получает данные о лесах от Агентства по охране окружающей среды. В последнем законопроекте о климатической устойчивости Министерство климата утверждало, что «для местной лесной и деревообрабатывающей промышленности обеспечено стабильное предложение сырья». Это утверждение верно, если лес растет быстрее, чем его вырубают. Официальным языком это звучит как «объём вырубки, при котором рубки не превышают долгосрочный чистый прирост хозяйственных лесов, и лесные запасы не уменьшаются».
Министерство заявило, что «на основе прогнозов, составленных Агентством по охране окружающей среды, объем вырубки составляет в среднем от 9,9 до 10,2 млн м³ в год». Однако в июне Агентство по охране окружающей среды опубликовало данные, согласно которым чистый прирост хозяйственных лесов составляет только 8,1 млн м³ в год. Даже ребёнок поймёт, что восемь — это не десять.
Когда Postimees на презентации законопроекта о климате (4 августа) спросил, почему в законопроекте указано 10 млн м³ вместо 8 млн м³, показалось, что министр Йоко Алендер (Партия реформ) и заместитель канцлера Кристи Клаас не поняли сути проблемы.
Алендер заявила, что Агентство по охране окружающей среды не сообщило ей о новом показателе чистого прироста леса. Клаас отметила: «Мы рассчитали, каким должен быть объем вырубки, чтобы достичь климатических целей: около 10 миллионов кубометров в год».
Позже она добавила, что этот прогноз может измениться с обновлением данных и знаний. В эфире Vikerraadio 16 августа Алендер уже утверждала, что цифра 10 миллионов кубометров была подтверждена: «Сегодняшние расчёты показывают, что это около 10 миллионов кубометров в год».
Ведущий специалист Агентства по охране окружающей среды Мадис Раудсаар объяснил, как в законопроекте оказался показатель, который значительно превышает чистый прирост хозяйственных лесов.
«Министерство климата заказало у Агентства по охране окружающей среды расчеты по стабильному объему вырубки без учета краткосрочного прироста лесов,» – пояснил он. «По сути, это может быть сбалансировано с чистым приростом хозяйственных лесов в долгосрочной перспективе, но это не означает, что баланс будет поддерживаться каждый год или даже каждое десятилетие. Из-за возрастной структуры лесов в первые десятилетия объем вырубки естественно превышает прирост, а затем наоборот.»
Раудсаар пояснил, что министерство манипулировало цифрами: сначала в законопроекте появилась успокаивающая фраза о том, что лесов вырубается меньше, чем растет, а затем указывалась цифра, не соответствующая этому утверждению. Не было сказано, как долго можно будет поддерживать объем вырубки на уровне 10 миллионов кубометров и когда это приведет к сокращению объемов.
Раудсаар также не упомянул график падения объемов вырубки, который был опубликован Государственным центром управления лесами (RMK).
Агентство по охране окружающей среды само запутало ситуацию, опубликовав график с данными по вырубке и приросту на один гектар, не умножив их на площадь хозяйственных лесов. Чтобы избежать неверной трактовки этих данных, Postimees попросил Раудсаара сделать необходимые расчеты.
График прироста хозяйственных лесов и данных о том, что объем вырубки значительно превышал прирост на протяжении более десяти лет, был показан министру Алендер в передаче «Otse Postimehest» на прошлой неделе.
Postimees спросил, почему в пояснительной записке указана неправильная цифра и был ли введен в заблуждение министр, или он сам обманывал общественность. Алендер ответила: «Мы сделали расчеты на будущее». Она проигнорировала данные, о которых шла речь ранее.
На дальнейшие вопросы о разнице между цифрами 8 и 10 она ответила: «Объем вырубки действительно нужно снижать. Мы стремимся к тому, чтобы средний объем вырубки составлял 10 миллионов кубометров в год». Она не упомянула, кто и почему добавил в пояснительную записку обещания, которые не соответствуют цифре 10, и гарантии, что лесной отрасли будет обеспечено стабильное сырье.