Конец сентября и начало октября ознаменовались в Великобритании не только аномально теплой погодой — столбик термометра подбирался к отметке в 30 градусов — но и рекордом иного свойства. Британцы в эти дни снимали со своих счетов через банкоматы максимальные за год суммы. Пик пришелся на пятницу, 30 сентября — 577 млн фунтов. BBC предлагает такую версию: в парках, скверах и на курортах, куда ввиду хорошей погоды устремились толпы англичане, за мелкие покупки удобнее расплачиваться наличными.
Впрочем, есть и другое объяснение. В дни экономических неурядиц, паники на фондовом рынке и разговоров о приближении второй волны кризиса люди отказываются от использования банковских карт, как кредитных, так и дебетовых, предпочитая им наличные. Такой статистикой располагает Вико ван Гендерен, вице-президент по вопросам глобального маркетинга и продуктов компании Diebold — мирового производителя № 2 на рынке оборудования для банков и финансовых институтов.
«Мы довольно долго проводили исследования того, как повлияли на поведение потребителей события 2008-2009 годов. Основных вывода два: во-первых, лояльность клиентов в отношении банков снизилась; во-вторых, люди стали больше пользоваться наличными, предпочитая их банковским картам, как дебетовым, так и кредитным», — рассказывает ван Гендерен. К прогнозам о скорой кончине бумажных денег (например, президент PayPal Скотт Томпсон считает, что в США наличные будут вытеснены из обихода банковскими картами уже к 2015 году) г-н ван Гендерен относится скептически: четверть века назад много говорили о том, что банковские чеки вот-вот отомрут, а они используются до сих пор. Неоспоримое преимущество наличных — их физическая осязаемость. «Людям, — говорит вице-президент Diebold, — всегда будет нужно материальное подтверждение того, чем они располагают».
Финансовый кризис лишь ненадолго замедлил рост числа банкоматов. По данным базирующейся в Лондоне исследовательской компании Retail Banking Research, в 2008 в мире было 1,9 млн банкоматов, в 2009 — 2,1 млн. К 2015 году, считают аналитики компании, этот показатель вырастет до 2,9 млн. Рост не только количественный, но и качественный. «Американский и европейский рынки предоставляют большие возможности для технологического усовершенствования уже имеющихся сетей, тогда как в других регионах, например, Азиатско-тихоокеанском, речь идет о насыщении рынка новыми банкоматами», — рассказывает ван Гендерен.
Потенциал азиатских стран, главным образом, Китая, иллюстрируют данные все той же Retail Banking Research. В конце 2009 года в КНР с населением 1,3 млрд человек было 210 тысяч банкоматов, к 2015 их число, как ожидается, увеличится до 545 тысяч — рост на 160%. Таким образом, КНР по этому показателю превратится в мирового лидера, обогнав США — там количество банкоматов подрастет всего на 4% (с 420 тысяч до 435 тысяч).
Вплотную к американцам китайцы подобрались минувшим летом, сместив Японию со второй позиции в мировом рейтинге стран с самым большим количеством банкоматов. Это стало логичным продолжением более фундаментальной макроэкономической тенденции — обойдя Японию, Китай занял второе место в мире по объемам экономики после США.
Про машины и людейКакими будут банкоматы через 3,5, 10 лет? Какие разработки «выстрелят», что из тестируемых производителями нововведений — использование биометрической информации вместо карточки для идентификации клиента, применение трехмерных голограмм, бесконтактного интерфейса, встроенных в банкоматы детекторов лжи — окажется наиболее востребованным?
Ближайшее будущее, полагают в Diebold, — за более плотной интеграцией мобильных технологий и Интернета в единый канал обслуживания. «Можно будет проводить некоторые транзакции через смартфон или использовать его в качестве безопасного бесконтактного устройства для считывания карт, — говорит ван Гендерен. — Мы работаем с Google, Cisco, Verizon, инкорпорируя их технологии в наши решения, в том числе в области виртуализации».
Так, результатом сотрудничества с компанией VMware стала презентация в конце лета прототипа первого в мире виртуального банкомата, у которого нет встроенного компьютера. С помощью модных сейчас облачных технологий аппарат связан с одним-единственным сервером, который отвечает за вычислительные операции множества виртуальных банкоматов. Такие устройства, считают в Diebold, знаменуют собой переломный момент во всей индустрии: виртуализация увеличивает срок эксплуатации банкоматов и приводит к снижению стоимости обслуживания. Перекладывая часть функций на «умные» банкоматы, банки повышают операционную эффективность, высвобождая персонал для решения других задач, например, продаж банковских услуг.
Перспективными в Diebold считают биометрические технологии, которые применяются для идентификации пользователей дополнительно к ПИН-коду. Банкоматы, распознающие рисунок кровеносных сосудов ладони, компания установила, в частности, в Бразилии, где, с одной стороны, стремительно развивается рынок финансовых услуг, а, с другой, остро стоят вопросы безопасности. Проблема с биометрическими технологиями, говорит Вико ван Гендерен, не столько в технологических решениях, сколько в законодательных нормах: «Например, во Франции регулирующие органы и сами граждане против хранения такой информации в хостинг-системах».
bfm.ru