По мнению бывшего министра финансов и председателя оппозиционной партии EKRE Мартина Хельме, это глупое решение, которое еще и показывает, что коалиционное соглашение не выполняется.
При заполнении декларации о доходах в 2023 году проценты по жилищному кредиту за предыдущий год уже нельзя будет вычитать из налогооблагаемого дохода. Аргумент правительства заключается в том, что налоговая льгота, созданная 25 лет назад, больше не выполняет свою задачу - облегчение получения жилищных кредитов и покупку нового жилья.
Если в 1997 году средняя процентная ставка по жилищному кредиту достигала 12-13%, то в марте этого года, по данным Банка Эстонии, она составляла 2,17%.
"Если посмотреть сейчас на рынок жилья, то, вероятно, нет проблем с тем, что жилищные кредиты очень большие или с тем, что жилье не покупается. Кредитный рынок тогда работал не так хорошо, как сейчас, и в таком виде налоговые льготы не нужны", - пояснила премьер-министр Кая Каллас.
Мартин Хельме посоветовал правительству смотреть в будущее. "Не будем думать, что процентные ставки бесконечно будут оставаться низкими. Мы уже вступили в эпоху высокой инфляции, а это неизбежно приведет к высоким процентным ставкам. Можно говорить об увеличении в ближайшие годы процентных ставок в несколько раз", - сказал Хельме.
По его словам, решение правительства показывает, что коалиционное соглашение не выполняется. В соглашении говорится, что правительство не будет вводить новые налоги и обеспечит стабильную налоговую среду. Хельме считает это решение правительства повышением налога.
"Отмена освобождения от налогов, по сути, означает увеличение налога для людей, которые потеряют освобождение от уплаты налогов. В этом смысле это чистое увеличение налога - если вы теряете освобождение от налога, значит, налог повысился", - пояснил Хельме.
Однако Кая Каллас считает, что это ни в коем случае не налог. "Это налоговая льгота", - сказала она.
В прошлом году более 140 000 налогоплательщиков декларировали проценты по жилищным кредитам, из которых почти 130 000 получили от государства возмещение подоходного налога на общую сумму почти 6 млн евро.