Время от времени появляются будоражащие бизнес-круги сообщения в СМИ, и на самых высоких уровнях обсуждается влияние планируемого бегства 100 предприятий из одной страны в другую, так как налоговые законы одной из них не благоприятствуют найму работников или инвестициям и тому подобное.
На самом деле не все так однозначно, то есть в каждой стране есть свои преимущества и недостатки в зависимости от объема и вида деятельности, структуры собственников и географии операций.
Мы попробовали проанализировать налоговую нагрузку для конкретной ситуации, когда принимается решение о создании бизнеса в стране вне Европейского союза и надо решить, в какой стране выгоднее получать распределяемую прибыль. Для примера взяли Россию, так как у Эстонии с ней нет до сих пор действующего договора об избежании двойного налогообложения, а у Латвии такой договор имеется, и он позволяет нерезидентам России получать доходы с наименьшими удержаниями налогов. Варианты структуры группы, включающей холдинги в Эстонии и (или) Латвии или без таковых, мы представили в виде схемы движения денежных потоков и вычета из них налогов (http://donoway.eu/ru/nalogi_dividend_Estonia)
Вот какие можно сделать выводы:
- В случае получения доходов в виде дивидендов из России физическим лицом – резидентом Эстонии он получит в остатке 68% от заработанной его предприятием прибыли до налогообложения.
- В случае получения доходов в виде дивидендов через латвийский холдинг физическому лицу – резиденту Эстонии достанется 61,2% или 76,5% от заработанной прибыли в зависимости от того, выплачивает ли российская компания латвийской вознаграждение за услуги или дивиденды.
- Если резидент будет получать свой дивиденд через эстонский холдинг, то за вычетом всех налогов он сможет получить 68% или 80% от брутто-прибыли, также в зависимости от способа получения дохода из России. Получается, что в Эстонии все же налоговая нагрузка будет ниже из-за того, что в Латвии есть налог на дивиденды 10%, который удерживается с физических лиц, а в Эстонии его нет.
- Есть еще один вариант, когда эстонский холдинг владеет латвийской компанией, которая в свою очередь ведет бизнес в России и получает оттуда доходы. Такая структура группы может оказаться наиболее рациональной, так как при ней придется заплатить только 15% налога с прибыли предприятия в Латвии, а выплата дивидендов резиденту будет освобождена от налогов в Эстонии.
В свете последних изменений, внесенных в Европейские директивы и эстонский Закон о подоходном налоге, которые вступят в силу в отношении дивидендов, выплачиваемых с 1 ноября 2016 года, при планировании структуры группы и распределении функций холдинга и операторских фирм следует очень внимательно следить за тем, чтобы не возникало структурных единиц, единственной или основной целью создания которых является получение налоговых льгот при дальнейшем получении дивидендов.