Недавний опыт Аргентины – на самом деле итог вполне закономерный. В принципе, ничего особо выдающегося – всего лишь еще один пункт длинного списка правительственных провалов за последние годы. В очередной раз внимание всех сосредоточено на проблеме суверенного долга, которая продолжает оставаться актуальной, хотя финансовый кризис вроде бы уже позади.
Как и многие другие страны мира сегодня, Аргентина составляет свою отчетность отнюдь не методом начислений, необходимым для осуществления эффективного финансового менеджмента, а устаревшим кассовым методом. Только финансовая отчетность по методу начислений способна в полной мере отразить правительственные активы, обязательства и денежные потоки, а равным образом и другие важнейшие данные, требующиеся для принятия адекватных деловых решений. И дело не только в регионе, ведь многие европейские страны, которые получили многомиллиардную финансовую помощь в последние годы, также все еще нуждаются в улучшении отчетности своего публичного сектора.
Согласно данным Standard & Poor’s, у Аргентины около 200 миллиардов долларов долга в иностранной валюте, в том числе 30 миллиардов долларов – реструктуризированного. Это важная информация, вне всяких сомнений, но каков при этом размер обязательств аргентинского правительства? Имеются в виду, конечно, все другие обязательства кроме долга, в том числе выплаты по социальным программам, пенсионным фондам – долгосрочные обязательства, ложащиеся грузом на будущие поколения.
«Страны продолжают банкротиться из-за своего долга, но со стороны правительств, кредитных агентств или финансовых аналитиков при этом не предпринимается никаких усилий для того, чтобы улучшить отчетность публичного сектора» – сетует Файезул Чодхери, исполнительный директор IFAC. – «При этом те же самые страны требуют от компаний своего частного сектора публиковать аудированную финансовую отчетность по методу начислений, если те собираются получить финансирование на рынках капитала. Что может оправдать эти двойные стандарты, когда правительства заставляют частные компании быть прозрачными, сами при этом всеми силами избегая метода начислений – и это невзирая на то, что их облигации также торгуются на рынках капитала?»
В прошлом году финансовые министры и главы центральных банков Большой двадцатки провозгласили «общий курс на улучшение отчетности публичного сектора» и «увеличение прозрачности и сопоставимости отчетности публичных предприятий». Похоже, что дальше слов дело пока не заходит. IFAC продолжает настаивать на том, чтобы страны G20 сделали наиболее приоритетной задачей улучшение финансового менеджмента госпредприятий уже в этом году и в дальнейшем.
«Критически важно, чтобы G20 сосредоточилась на инициативах по улучшению правительственных практик финансового менеджмента и отчетности. Это означает перевод отчетности на метод начислений в соответствии с качественными, всемирно признанными стандартами – такими, например, как международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора IPSAS» – продолжает Чодхери. – «Говоря прямо, IFAC настаивает, чтобы G20 активно продвигала внедрение IPSAS, добавив эти стандарты в официальный список стандартов Совета по финансовой стабильности, отмеченных как наиболее приоритетные в плане скорейшего внедрения».
Добавим в заключение, что буквально на этой неделе Комиссия по ценным бумагам и биржам США наложила штраф на муниципальные власти Канзаса за провал с раскрытием в отчетности многомиллиардной пенсионной задолженности –информацию должны были получить американские инвесторы, приобретающие федеральные облигации, но они ее так и не получили. Этот случай Файезул Чодхери отметил отдельно как весьма похвальный, заявив, что лично они только приветствуют такую политику американских властей, стремящихся жесткой рукой навести порядок в отчетности госпредприятий и заставить их правильно отражать свои обязательства и риски.