Как измерить экономический рост?
После долгого ожидания Департамент статистики Эстонии наконец опубликовал первую оценку темпов роста экономики Эстонии в третьем квартале уходящего года. После рекордных 13% роста во втором квартале ожидания аналитиков были высокими. Поэтому новость о росте экономики на 8,6% вызвала даже некоторое разочарование. Аналитики SEB рассчитывали, что рост ВВП составит примерно 10%, однако жаловаться на замедление экономического роста было бы грешно. Восстановление Эстонии после кризиса было одним из самых быстрых в Европе. Сегодня ВВП Эстонии значительно превышает докризисный уровень, в то время как крупные экономики Европы все еще пытаются наверстать упущенное.Несмотря на некоторое снижение темпа, о замедлении роста экономики говорить рано. В третьем квартале номинальный, то есть выраженный в текущих ценах, экономический рост оставался почти таким же быстрым, как и во втором квартале. Как правило, в случае ВВП рассматривается реальный рост, то есть выраженный в постоянных ценах в попытке исключить влияние инфляции. В принципе этот показатель должен давать нам более адекватное представление о том, насколько вырос объем производимых экономикой товаров и услуг, а не их денежная стоимость. С другой стороны, и предприятия, и люди по-прежнему измеряют свои доходы в евро и радуются, когда этих евро становится больше. Если рассматривать рост ВВП именно в номинальном выражении, т.е. в сегодняшних евро, то это будет «замедление» с 17% во втором квартале до 16%.
Хорошей иллюстрацией здесь может послужить тот факт, что почти единственным сектором, где добавленная стоимость в постоянных ценах в третьем квартале снизилась, было лесное хозяйство. А в текущих ценах и в этом секторе добавленная стоимость увеличилась на целую треть. При этом цены на лесные угодья и необработанные бревна тоже могли за это время значительно вырасти, так что сегодня предприятия лесного хозяйства вряд ли чувствуют себя обиженными. Несмотря на 15-процентный рост расходов на оплату труда, в третьем квартале им удалось получить прибыль в размере 36 миллионов евро, что на 360% больше, чем в предыдущем году!
Очень высокий темп инфляции
В дополнение к статистике ВВП, в конце недели была опубликована предварительная оценка инфляции в Эстонии за ноябрь этого года. Цифры действительно высоки. По данным Евростата, гармонизированный индекс потребительских цен в ноябре вырос на 8,4% – самый высокий показатель с 2008 года. Такой исключительный рост цен, разумеется, обусловлен подорожанием энергоносителей, которое значительно увеличило расходы как на жилье, так и на транспорт. Однако в дополнение к удорожанию автомобильного топлива, электричества и отопления в последние месяцы стали расти быстрее и цены на продукты питания, которые составляют около 20% средней потребительской корзины.Ближайшие месяцы с точки зрения инфляции грозят оказаться такими же сложными. Однако могут несколько измениться ее движущие силы. Что касается энергетики, то цена на газ, которая в последнее время снижалась, снова поднялась до очень высокого уровня. Напротив, цена на уголь за последние недели упала в несколько раз, достигнув примерно 120 долларов США за тонну. Из-за страха перед новой волной коронавируса так же резко упала цена на нефть. В последнем случае, конечно, неизвестно, как долго цены продержатся на низком уровне, пока мир приспосабливается к новой ситуации. Конечно, эстонских потребителей электроэнергии эта новость ничем не утешит, поскольку у нас цена на электроэнергию не подает никаких признаков снижения. Однако наихудший сценарий при инфляции – такой, при котором цены на энергоносители останутся высокими в течение всей зимы, а потребители будут страдать еще и от роста цен на продукты питания.
Парадоксальным образом сегодняшняя высокая инфляция означает, что в следующем году рост цен замедлится. Если взглянуть на общую картину мировой экономики, мы найдем мало причин, по которым цены на энергоносители должны оставаться на нынешнем высоком уровне. Аналогичным образом некоторые группы товаров, цены на которые в этом году значительно выросли, в следующем могут столкнуться с падением. В частности, опасения по поводу инфляции привели к значительному росту товарных запасов, а участники рынка увеличили свои производственные мощности, чтобы воспользоваться преимуществами бума. Увеличение предложения в ситуации, когда склады и так уже полны, неизбежно скажется на уровне цен.