Монетарные власти США будут проводить до конца этого года осторожную политику, дальнейшее повышение ключевой ставки будет происходить более медленными темпами, пообещала глава ФРС США Джанет Йеллен, выступая на этой неделе в Экономическом клубе Нью-Йорка.
«Я считаю уместным осторожное продолжение корректировки кредитно-денежной политики Федеральным комитетом по открытым рынкам (FOMC)», — заявила Йеллен. В середине марта ФРС сохранила процентную ставку по федеральным фондам в целевом диапазоне 0,25–0,50% годовых. В течение года ставка будет повышена только дважды, а не четыре раза, как планировалось еще в декабре, было решено на заседании 15–16 марта.
Постепенное увеличение ставок
В дальнейшем рост целевой ставки будет идти постепенно, но при этом Йеллен подчеркнула, что это не обязательный к исполнению план, а прогноз американского регулятора. В ФРС считают, что текущая монетарная политика соответствует целям по увеличению инфляции и повышению уровня занятости. ФРС продолжает ожидать дальнейших улучшений на рынке труда, умеренного экономического роста в среднесрочной перспективе и возвращения инфляции к целевому показателю 2% в течение ближайших двух-трех лет.
По словам Йеллен, с начала 2016 года данные макроэкономической статистики США производили смешанное впечатление. С одной стороны, с начала года в среднем ежемесячно создается по 230 тыс рабочих мест, доля занятого населения выросла, а потребительские расходы росли. С другой стороны, на производство и экспорт негативно повлияли низкие темпы роста мировой экономики и значительное удорожание курса доллара по отношению к другим валютам с 2014 года. А в энергетическом секторе низкие цены на нефть привели к масштабным увольнениям.
Правда, от рынка труда Йеллен ждет позитивных новостей. За последний год безработица в Штатах стабильно падает, сократившись февраль к февралю с 5,5 до 4,9%. Этот показатель находится в рамках стратегии «нормального уровня», утвержденной ФРС в середине марта: колебание от 4,7 до 5,8% с медианным значением в 4,8%. Сейчас, утверждает глава ФРС, имеются причины для дальнейшего увеличения занятости.
Принимая в декабре решение о повышении ставки, ФРС предполагала, что падение цен на нефть и удешевление импорта заставит инфляцию держаться на низком уровне. Но сейчас, признает Йеллен, эти два фактора теряют свою силу, открывая дорогу умеренному повышению инфляции. В феврале индекс PCE (ценовой индекс личных расходов) вырос на 1% к февралю 2015 года, а за вычетом затрат на продукты и электроэнергию — 1,7%. В последующие два года рост цен может достигнуть 2%, но лишь в случае стабильного доллара и стабильных цен на энергоносители.
Эти процессы заставили ФРС пересмотреть свои прогнозы по росту эффективной ставки — к концу 2016 года ставка по федеральным фондам вырастет только до 0,9% (в декабре 2015 года ожидалось, что этот показатель достигнет 1,4%), а к концу 2017 года — до 1,9%. Усилия регулятора по управлению денежной массой направлены на то, чтобы привести эффективную ставку в соответствие с целевой, в условиях, когда эффективная ставка не растет, повышение целевой ставки признано нецелесообразным.
В целом глава ФРС отказалась давать прогнозы по будущему движению ключевой ставки именно по причине волатильности целевых показателей: «Например, никто не может предсказать, как быстро ослабнет влияние внешних сдерживающих факторов на экономику», — заметила она. Хотя в том, что «встречный ветер» утихнет, Йеллен уверена: только после этого речь может пойти о повышении ставки.