"После анализа данных выяснилось, что расчетные выбросы торфяного сектора Эстонии были завышены на 28,5%. С 1991 года было задекларировано на 6,8 миллиона тонн CO2 больше, что было исправлено в отчете Министерства климата за 2024 год," — отмечается в пресс-релизе.Председатель правления Союза Торфяников Юри Тийдерманн отметил, что сектор годами указывал на аномалии в учете выбросов CO2 при производстве и использовании садового торфа. «При расчете выбросов принималось за основу международное среднее содержание углерода в торфе. Однако из данных по Эстонии давно было известно, что местные показатели значительно ниже», — пояснил Тийдерманн.
Исследование Эстонского университета естественных наук подтверждает, что независимо от модели учета выбросов, торфяные продукты после использования снова возвращаются в недра земли, где на длительный срок увеличивают запасы углерода в почве. Согласно исследованию, около 30% углерода в торфе никогда не превращается в атмосферные выбросы. Таким образом, углерод не может одновременно быть связанным в твердом виде в почве и находиться в атмосфере.
По мнению производителей, в расчетах выбросов Эстонии следует учитывать только выбросы с производственных площадей, которые, согласно отчету Министерства климата, в 2022 году составили 163 тысячи тонн CO2-эквивалента. Эстонский университет естественных наук установил, что фактические выбросы составляют 120 тысяч тонн, что на четверть меньше. «Это составляет 0,7% от общего объема выбросов Эстонии, а не 10%, как иногда утверждается», — сказал Тийдерманн.
Эстонский Союз Торфяников считает, что ограничение деятельности сектора на основе ложных и неполных данных, о чем сейчас говорит Министерство климата, нанесло бы ежегодный ущерб экономике Эстонии в десятки миллионов евро без рационального обоснования. Исследования, которые государство должно было провести, окупились бы за несколько лет, помогли бы улучшить внешнеторговый баланс и снизить климатическое воздействие сектора.
По мнению производителей, в отчетности было бы целесообразно отразить только выбросы, исходящие из производственных участков, которые, согласно отчету Министерства климата, в 2022 году составили 163 тысячи тонн CO2-эквивалента. Тийдерманн считает, что и это число, скорее всего, завышено, если учитывать аналогичные исследования, проведенные в Латвии.
"Если учесть предположительно более точные данные выбросов и площадь, используемую производителями торфа, на долю сектора в Эстонии можно было бы отнести всего около 100 тысяч тонн выбросов CO2, что составляет 0,7% от общих выбросов Эстонии. Не 10%, как иногда утверждают," — сказал Тийдерманн.
Тийдерманн также считает, что с помощью исследований и внедрения новых технологий достижение климатической нейтральности к 2050 году возможно, но корректные исходные данные имеют огромное значение. «Трудно переоценить важность садового торфа для продовольственной безопасности и растениеводства в Эстонии. Этот сектор предоставляет стабильные и хорошо оплачиваемые рабочие места в сельских районах, способствует экспорту и обеспечивает налоговые поступления. Надеюсь, что теперь государство будет больше прислушиваться к сектору», — добавил Тийдерманн.
Исследования были проведены в 2024 году Тартуским университетом, Эстонским центром экологических исследований, Центром знаний о сельской жизни и Эстонским университетом естественных наук. Местный торфяной сектор совместно со Скандинавией и странами Балтии инициировал научную программу для изучения влияния землепользования на климат и помощи в уточнении плана действий Эстонии по уменьшению климатического воздействия торфяного сектора.