Мадизе назвала происходящее недопустимым и направила предложение министру юстиции и цифровых технологий с требованием срочно обеспечить эффективный надзор за использованием регистра. Именно этот регистр с января прошлого года активно используется государством для доступа к банковским данным, сообщило агенство BNS. Канцлер права подчеркивает, что должна быть четкая возможность контролировать количество и обоснованность таких запросов.
Конфиденциальность под угрозой
Юлле Мадизе напомнила, что банковская тайна и выписки со счетов защищены Законом о кредитных учреждениях. Поскольку операции по счету содержат крайне конфиденциальную информацию, доступ к ним должен быть строго регламентирован. Однако, по мнению Мадизе, сейчас это не так.С января 2024 года по конец февраля 2025 года государственные органы направили в банки десятки тысяч запросов. Среди ведомств, просматривавших банковские данные без предварительного возбуждения разбирательств, значатся Налогово-таможенный департамент, полиция безопасности, внешняя разведка, Департамент полиции и погранохраны, а также бюро по борьбе с отмыванием денег. При этом точное количество запросов по физическим и юридическим лицам неизвестно.
Отсутствие регулирования и серьезные нарушения
Особую тревогу вызывает тот факт, что у регистра исполнительного производства, через который чиновники получали доступ к конфиденциальной банковской информации, отсутствует устав. Это означает, что нет четких правил о том, как вести регистр, какие данные в него вносить, как их обрабатывать и выдавать.Ведущий эстонский адвокат Карри Гинтер в своем посте в социальных сетях назвал ситуацию удручающей. Он подчеркнул, что задача Рийгикогу (парламента Эстонии) — защищать основные права граждан от злоупотреблений исполнительной власти.
Гинтер выделил тревожную статистику из надзорного документа канцлера права:
- За период с 1 января 2024 года по 28 февраля 2025 года выписки со счетов запрашивались десятки тысяч раз.
- Налогово-таможенный департамент запросил данные более 6000 раз.
- Департамент полиции и погранохраны – более 30 000 раз.
- Бюро по борьбе с отмыванием денег – почти 2000 раз.
- Данные также запрашивали полиция безопасности и Служба внешней разведки, но количество их запросов не указано.