Соцдемы: Для доступа к гостайне член Рийгикогу должен проверку биографических данных
«Действующий закон гарантирует всем членам Рийгикогу право доступа к государственной тайне. В будущем член Рийгикогу также должен будет пройти проверку биографических данных для доступа к государственной тайне. Изменяя закон, мы закрываем черный ход, через который враждебные Эстонии силы могли бы получить доступ к информации, которая является чувствительной для безопасности Эстонии», — сказал депутат Рийгикогу Раймонд Кальюлайд.
По его словам, предложение поправок мотивировано изменившейся ситуацией в сфере безопасности и пророссийскими настроениями некоторых депутатов.
«Поскольку нет уверенности в том, что все избранные в парламент люди разделяют ценности, которые являются самоочевидными с точки зрения государственной безопасности Эстонии, Рийгикогу должен рассмотреть возможность изменения своей внутренней организации работы», — сказал Кальюлайд, процитировав недавнее поразительное заявление одного из членов Рийгикогу о том, что лидер российского режима Путин до сих пор действовал «в целом сбалансированно».
«Поскольку я последние шесть лет занимался в Рийгикогу в основном внешней политикой и политикой безопасности, оценка Путина для меня одновременно и печальна, и шокирует. Война, развязанная Путиным, унесла сотни тысяч жертв на Украине. Среди погибших и раненых, помимо представителей украинских вооруженных сил, есть простые украинские мужчины, женщины и многочисленные дети. Поведение России и очевидные военные преступления нельзя назвать «в целом сбалансированными». Россия также неоднократно угрожала Эстонии и миру ядерной войной», — сказал Кальюлайд.
По его словам, те, кто оправдывает российский режим и его лидера, способствуют распространению нарративов террористической России, являясь инструментами для подрывной деятельности России. Такие люди не должны иметь автоматического доступа к государственным секретам.
Законопроект также устранит противоречие в действующем законодательстве, которое в определенных случаях может привести к ситуации, когда доступ к государственной тайне сохраняется у лиц, выявленных в ходе проверок безопасности, которым не следует предоставлять такое право. «Мы уже обращали внимание на эту брешь в безопасности. В нынешней ситуации с безопасностью это неприемлемо, мы должны закрыть эту заднюю дверь», — заявил Кальюлайд.